Строительство партнерских отношений в АТР – Саммит АТЭС в Пекине 2014
В ноябре 2014 г. на берегу озера Яньциху в Пекине состоится 22-я неформальная встреча лидеров стран АТЭС, это второй раз Китай организует саммит АТЭС спустя 13 лет после проведения аналогичной встречи в Шанхае в 2001 г..
АТЭС был создан в 1989 г., он является свидетелем «азиатского чуда» в начале 90-х гг. 20 века, азиатского финансового кризиса в 1997 г., высокого роста региональной экономики в начале 21 века и международного финансового кризиса в 2008 г. В последние годы с наступлением посткризисного периода, по мере того как Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) выходит из тени финансового кризиса и занимается поиском новых двигателей экономического роста, АТЭС становится важной платформой для обменов мнениями и сотрудничества в АТР.
Главной темой нынешнего саммита является «Совместное строительство партнерских отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, устремленных в будущее», он будет посвящен совместному обсуждению поиска путей экономической трансформации в посткризисный период, путей роста и сотрудничества в странах АТР, разработке планов и конкретных путей дальнейшего процветания экономики региона. При обсуждении основной темы, яркими и привлекающими к себе внимание моментами на саммите будут три основных направления сотрудничества.
Во-первых, поиск пути к созданию зоны свободной торговли в АТР.
АТР является регионом с наибольшей экономической активностью в мире, а также одним из регионов, где отмечены наиболее тесные отношения между торговлей и инвестиционной деятельностью. С момента своего основания АТЭС, высоко неся знамя свободной торговли, отдает все силы экономической интеграции в АТР.
В 2004 г. АТЭС впервые выдвинул концепцию «зоны свободной торговли в АТР», но в то время сторонников новой идеи было ничтожно мало. В 2008 г. в связи со вспышкой финансового кризиса экономическая интеграция в АТР начала переходить от этапа создания двусторонних зон свободной торговли и суб-регионального сотрудничества (например, Североамериканская зона свободной торговли, зона свободной торговли АСЕАН) к этапу формирования сверхмасштабных зон свободной торговли (таких как Транс-Тихоокеанское партнерство, Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство, соглашение о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей), переговоры в рамках ВТО зашли в тупик, США и Европа общими усилиями разработали новые торгово-инвестиционные правила, в Китае наблюдался быстрый подъем экономики, США начали реализацию новой стратегии восстановления равновесия в АТР, на этом фоне значительно оживилась дискуссия по поводу «зоны свободной торговли в АТР» в рамках АТЭС.
В 2011 г. в декларации саммита АТЭС в Гонолулу (США) было объявлено, что «зона свободной торговли в АТР является основным инструментом для продвижения процесса экономической интеграции в АТР». В 2013 г. на саммите АТЭС в Бали вторично было заявлено об «осуществлении идеи по созданию зоны свободной торговли в АТР».
Равным образом, на предстоящем саммите АТЭС в Пекине «зона свободной торговли в АТР» будет вновь находиться в центре жарких споров. Разумеется, в связи с разногласиями основных стран-участниц АТЭС по поводу руководящей концепции и путей создания зоны свободной торговли в АТР, в краткосрочной или среднесрочной перспективе не может быть достигнуто единого мнения о принципах строительства и конкретных планах выполнения, но все углубляющиеся обсуждения в рамках АТЭС демонстрируют решимость всех 21 стран-участниц в создании единого рынка, координации правил и содействии совместному процветанию.
Во-вторых, стремление к экономической трансформации и инновационному развитию.
Содействие инновационному развитию экономики, реформам и росту будет другой важной темой саммита АТЭС в Пекине. Международный финансовый кризис в 2008 г. подтвердил серьезные изъяны модели мирового экономического роста с конца 20-го века. После этого кризиса все страны АТР, осознав важность корректировки стратегии экономического развития, трансформации экономической структуры и содействия инновационному развитию, вступили на путь экономических реформ.
Тем не менее, путь реформ не был легким. В последние годы экономический рост стран-участниц АТЭС подвергся в различной степени негативному влиянию, экономические риски возросли. Например, чрезмерная зависимость США от мягкой денежно-кредитной политики в интересах избавления от кризиса и перекладывания его на других; стремительное увеличение и накапливание частных долгов из-за всемерного стимулирования частных кредитов, в частности, потребительского кредита внутри страны в Южной Корее, Таиланде, Малайзии, Вьетнаме в условиях сокращения внешнего спроса.
Так что, для стран-участниц АТЭС важной темой в посткризисный период является то, как избежать ложного процветания в ходе структурной перестройки и обеспечивать устойчивый и здоровый экономический рост посредством инноваций и повышения производительности.
В-третьих, продвижение строительства взаимосвязанности.
Если создание зоны свободной торговли в АТР является среднесрочной целью АТЭС, содействие инновационному развитию – видением АТЭС в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то продвижение строительства взаимосвязанности будет практически осуществимой задачей АТЭС в ближайшем будущем.
Что касается точного определения «взаимосвязанности», то пока нет единого мнения или версии. Судя по масштабам деятельности, она должна включать в себя как традиционные торговые обмены, взаимное инвестирование, так и новые пункты регионального экономического сотрудничества, такие, как обмены технологиями, энергетическое сотрудничество, финансовую взаимопомощь, инфраструктурную взаимосвязь, людские контакты и координацию правил. Среди них, инфраструктурная взаимосвязь в последние годы стала одним из важных направлений в развитии взаимосвязанности в АТР, особенно в Азии.
(автор статьи – младший научный сотрудник Центра изучения мировой экономики Китайского института современных международных отношений)
|
|