Идеал и реальность
«Интеграция региональной экономики» является важнейшей темой предстоящего саммита АТЭС в Пекине. На третьем совещании высших должностных лиц стран АТЭС, которое завершилось 21 августа 2014 г. и стало подготовительным этапом к неофициальной встрече руководителей АТЭС в ноябре текущего года, был достигнут важный консенсус об инициировании работы по созданию зоны свободной торговли в АТР (FTAAP).
Идея о создании зоны свободной торговли в АТР была впервые выдвинута Деловым консультативным советом АТЭС в 2004 г., с тех пор в течение десяти лет вопросу о создании зоны свободной торговли в АТР уделяли внимание на каждом саммите АТЭС, но к сожалению по этому вопросу пока не было достигнуто никакого существенного результата.
Ускорение продвижения и выполнения строительства зоны свободной торговли в АТР способно решить проблемы, с которыми сталкиваются предприятия стран-участниц АТЭС в сфере экспорта. Однако, в связи с крайне широким кругом затрагиваемых вопросов, большим количеством стран-участниц, и очевидным различием в уровне их экономического развития и социальном строе, а также сложной политической и экономической ситуацией в АТР, переговорный процесс будет очень трудным.
Прекрасное видение перспектив
АТР играет важную роль в мировой экономике, это вне всяких сомнений, на долю АТР приходится 46% мировой внешней торговли и 57% мирового производства. В АТР наиболее активное движение капитала и торговля товарами, а также наиболее сложная ситуация с соглашениями о свободной торговле в мире, это регион с самым высоким уровнем дублирования, параллельно здесь синхронно нарастает тенденция региональной экономической интеграции и фрагментации.
В последние годы, в АТР отмечены разнообразные зоны свободной торговли (ЗСТ), где страны-участницы дублируются, в то время как правила и нормы отличаются между собой, что создает немало трудностей для предприятий, в связи с этим огромный потенциал либерализации торговли не может быть полностью реализован.
Помощник министра коммерции Китая Ван Шоувэнь привел пример, чтобы выразить эту обеспокоенность: государство А заключило с 5 странами соглашение о свободной торговле, в каждой из них разные правила в отношении происхождения товаров, один и тот же продукт, произведенный в государстве А, в первой стране может получить беспошлинный доступ на рынок, а во второй – нет; сертификат для получения преференций может быть разным в разных странах.
Между тем, представители отдельных предприятий также сообщили журналисту о проблемах, с которыми они сталкиваются в торговле в ЗСТ.
По словам Лю Сюйчана, руководителя одного экспортного предприятия, в настоящее время в рамках ЗСТ очень редко осуществляется беспошлинная торговля, в связи с правилами происхождения товаров большое количество товаров не может воспользоваться нулевой экспортной и импортной пошлиной. Правила происхождения товаров означают, что таможня, в соответствии с конкретными положениями, определяет страну происхождения товаров и предоставляет таможенные льгоды. «Начиная с Японии, Южной Кореи до Вьетнама, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии, в транснациональных корпорациях уже сформировалась вертикальная производственная цепочка, которая совершенствуется с каждым днем, одельные звенья цепи технологического процесса могут функционировать в разных странах, в таком случае очень трудно определить единую страну происхождения», – отметил Лю Сюйчан.
Лю Сюйчан привел пример, у автомобиля одного бренда высокая техноемкость, он, как правило, сделан в Японии, затем его вывозят в качестве основных запчастей на японские заводы в Таиланде и Вьетнаме для доработки, пользуясь низкими расходами на оплату труда, после завершения сборки его экспортируют в Китай. Тем не менее, в соответствии с действующими правилами происхождения товаров, страной происхождения таких автозапчастей не может быть как Таиланд, так и Япония, и таким образом автомобиль не может воспользоваться нулевой пошлиной.
Лю Сюйчан заявил, что если будет заключено соглашение о свободной торговле между 21 страной-участницей АТЭС в интересах сформирования огромного открытого рынка в АТР, то вся продукция, произведенная в пределах вертикальной производственной цепочки, сможет воспользоваться нулевой экспортной и импортной пошлиной.
Вопрос ставится вторично
На самом деле, идея о создании зоны свободной торговли в АТР была впервые выдвинута Деловым консультативным советом АТЭС в 2004 г.; в 2006 г. тогдашний призидент США Джордж Буш на саммите АТЭС во Вьетнаме предложил, чтобы АТЭС поставил перед собой задачу создания зоны свободной торговли в АТР, но в то время большинство стран-участниц не проявили особой заинтересованности этим предложением; вслед за тем в течение двух лет обсуждению вопросов создания зоны свободной торговли в АТР на саммите АТЭС почти не уделялось должного внимания. В этой ситуации 22 сентября 2008 г. США объявили о всестороннем участии в «Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве», вопрос о создании зоны свободной торговли в АТР был отложен.
28 февраля 2014 г. на первом совещании высших должностных лиц стран АТЭС, посвященном подготовке к предстоящему саммиту АТЭС, Китай выдвинул инициативу анализа осуществимости создания зоны свободной торговли в АТР. 10 апреля премьер Госсовета Китая Ли Кэцян на церемонии открытия Боаоского азиатского форума вторично предложил начать анализ осуществимости создания зоны свободной торговли в АТР в интересах максимизации прибыли торговых и инвестиционных предприятий в АТР.
«По мере того как мировой экономический центр перемещается из региона Атлантического океана в регион Тихого океана, азиатская производственная сеть быстро развивается, еще больше возрастает роль и влияние АТР в мировой экономике, после создания зоны свободной торговли в АТР страны смогут устранять недостатки многосторонней торговой системы с помощью регионального соглашения о свободной торговле», – отметил декан факультета международной торговли Школы бизнеса при Китайском народном университете Гу Кэцзянь.
В самом начале, когда идея о создании зоны свободной торговли в АТР впервые была поставлена на повестку дня АТЭС, Китай с учетом своей тогдашней экономической мощи с консервативной осторожностью относился к ней. Но все меняется, на сегодняшний день Китай в качестве крупнейшей торговой державы имеет все более тесные экономические связи со странами-участницами АТЭС. В этом контексте, Китай в надлежащее время поднял данную тему.
Создание зоны свободной торговли в АТР представляет собой взаимовыгодную стратегию.
Гу Кэцзянь отметил, что в настоящее время многочисленные китайские предприятия пока находятся на этапе переработки в ценовой цепи с довольно низкой добавленной стоимостью. Продвижение строительства зоны свободной торговли в АТР позволит выйти в апстрим и даунстрим производственной цепи, благодаря чему возрастет влияние китайской индустрии, а китайские предприятия займут более выгодное положение в цепочке приращения стоимости, и тем самым смогут стимулировать трансформацию и модернизацию промышленности страны.
Большие трудности с «маршрутной картой»
В настоящее время маршрутная карта зоны свободной торговли в АТР по-прежнему обсуждается. На совещании министров торговли АТЭС 2014 г. было принято решение о создании группы «друзей председателя» при новом Комитете по торговле и инвестициям, которая будет отвечать за дальнейшее продвижение работы по созданию зоны свободной торговли в АТР.
Тем не менее, процесс переговоров по этому соглашению, как ожидается, не будет оптимистичным. «Именно потому, что охват зоны свободной торговли расширился, количество стран-участниц увеличилось, противоречий между странами будет еще больше, тем более в связи с очевидным различием в уровне их экономического развития и социальном строе, сложной политической и экономической ситуацией в АТР, переговорный процесс будет очень трудным», – заявил научный сотрудник института по изучению международного торгово-экономического сотрудничества при Министерстве коммерции Китая Бай Мин.
Хотя на этот раз Китай является основным инициатором и движущей силой в продвижении работы по созданию зоны свободной торговли в АТР, но с точки зрения заместителя декана факультета торговли Школы бизнеса при Китайском народном университете Ван Ясина, в рамках АТЭС невозможно достижение соглашения минуя США. Пердварительным условием для создания зоны свободной торговли в АТР должно быть достижение консенсуса между Китаем и США. Кроме того в АТР еще есть Россия, Япония, Канада и другие страны, продвижение работы по созданию зоны свободной торговли вероятно будет реализовано благодаря усилиям нескольких инициаторов.
В настоящее время, отношение США к созданию зоны свободной торговли в АТР не столь активно, потому что США, пытаясь обойти Китай, Россию и Индию, содействуют переговорам Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), в котором они играют ведущую роль, они намерены, и это совершенно очевидно, путем присоединения к ТТП сделать его важным каналом вмешательства в дела АТР. Торговый представитель США Рон Кирк определил ТТП как основу зоны свободной торговли в АТР.
Так что, вокруг создания зоны свободной торговли в АТР будут разворачиваться различные игры, и этот процесс будет по-прежнему длительным и сложным. |
|