Бизнесмен, разглядевший потенциал Иу
Еще до приезда в Китай Бабур Ахраров знал, что его будущее будет связано с этой страной. Юноша из Узбекистана был настроен решительно: Китай открывает много возможностей для ведения бизнеса, упускать которые нельзя. На протяжении девяти лет он обучался тому, как стать успешным предпринимателем в Китае: сначала осваивал специальность «Международная экономика и торговля», а затем – «Международное бизнес-право» в Пекине. Когда дипломы были на руках, он тотчас начал применять полученные им знания на практике. Недавно в городе Иу он и его товарищ открыли собственную фирму. Фирма «Бэйдуй» занимается экспортно-импортной деятельностью, являясь связующим звеном между рынками Китая и Узбекистана. Это первое предприятие такого рода в Иу. О том, какой потенциал для ведения коммерции существует в этом городе и как идет становление компании, журналу рассказал сам Бабур.
«Китай»: Бабур, почему для открытия своего дела Вы выбрали Иу? Насколько я знаю, Вы рассматривали и другие города: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу… Бабур Ахраров: Иу привлек меня обилием своих рынков. Для тех, кто не в курсе: здесь находится самый большой рынок в мире, площадь которого равняется 340 тыс. кв. м. Почти 90% продавцов этого рынка реализуют продукцию за рубеж – в более чем 140 стран и регионов мира. Учитывая эти цифры, Иу можно назвать городом настоящей международной торговли. Сегодня в Иу зарегистрировано около тысячи иностранных компаний, которые занимаются экспортом китайских товаров. Их учредители, так же как и я, выбрали Иу в силу многих причин. Основная из них – это коммерческая ориентация города. Здесь ведению бизнеса благоприятствует абсолютно все. Возьмем, к примеру, расположение рынков и офисных зданий: мне из моего офиса до рыночного павильона – рукой подать. Казалось бы, мелочь, но удобство, которое со временем начинаешь сильно ценить. Если случилось, что на рынке не оказалось нужного товара, оформить заказ можно связавшись непосредственно с производителем: представительства большинства китайских предприятий в Иу есть. Кроме того, в Иу действуют свои фабрики и заводы: как пример, более тысячи предприятий по производству чулочно-носочных изделий – обратившись в них напрямую, можно сделать закупку без, скажем так, промежуточного звена на рынке. Вообще, весь Иу пронизан духом бизнеса: здесь к вам в любом месте может подойти незнакомец и протянуть свою визитную карточку... Если сравнивать с Пекином, Шанхаем и Гуанчжоу, то основное преимущество Иу заключается в его дешевизне. Например, снять помещение в аренду здесь обойдется в гораздо меньшую сумму. Ну и, разумеется, открыть свою фирму в Иу намного проще, чем в вышеупомянутых городах. Тут для иностранных предпринимателей созданы специальные условия регистрации компаний и получения рабочей визы.
«Китай»: Что это за условия? Бабур Ахраров: Главным преимуществом Иу является то, что здесь все документы можно оформить самостоятельно, не прибегая к помощи компаний, предлагающих сделать это за вас. В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу без услуг последних не обойтись. Дело в том, что для того, чтобы получить официальный статус предпринимателя в Китае, необходимо собрать немало документов. Какие документы собирать – иностранцам, особенно тем, у кого нет юридического образования, неизвестно. В отличие от других китайских городов, в Иу есть специальное «окно», где им могут предоставить всю необходимую информацию. В этом бюро справок бизнесменам дадут полный перечень требуемых документов, расскажут, как их получить, ответят на попутно возникающие вопросы. Все консультации – бесплатные, то есть можно сэкономить 20-30 тыс. юаней (примерно 3-5 тыс. долларов США) на использовании услуг компаний-посредников. Как известно, когда есть четкий план действий, дело идет гораздо быстрее. Справиться с бумажной волокитой в Иу можно всего за 45 дней. У меня лично на это времени ушло немного больше, так как пришлось получать целых шесть лицензий, в том числе на экспортно-импортную деятельность. Тем не менее, весь процесс оформления занял, на удивление, непродолжительный срок.
«Китай»: Какие инвестиции необходимы, чтобы создать в Иу компанию подобно Вашей? Бабур Ахраров: Первоначальный уставной капитал должен составлять 500 тыс. юаней (80 тыс. долларов США). Такова сумма, если учредитель – один человек. Если фирму открывать вдвоем, то каждый должен сделать вклад в размере 30 тыс. юаней (5 тыс. долларов США). Это, кстати, как раз таки наш случай.
«Китай»: Сколько всего человек сегодня работает в «Бэйдуй»? Бабур Ахраров: Пока нас только трое: мой узбекский товарищ, который является непосредственным директором фирмы, я – на должности юрисконсульта, и китаец-бухгалтер. Я думаю, что по мере роста компании ее штат тоже будет увеличиваться.
«Китай»: По Вашим подсчетам, когда «Бэйдуй» встанет на ноги и начнет приносить прибыль? Бабур Ахраров: Учитывая то, что «Бэйдуй» – единственная узбекская компания, зарегистрированная в Иу, то есть конкурентов у нас пока нет, могу предположить, что процесс становления займет около двух лет. В течение этого времени мы будем активно продвигать товары из Иу на узбекский рынок. Кстати, первые заказы у нас уже есть.
«Китай»: Расскажите о товарах, интересующих узбекских потребителей. Бабур Ахраров: Нам поступил заказ на поставку зеленого чая. Это неудивительно, так как провинция Чжэцзян, где находится Иу, славится своим чайным производством, к тому же цены на этот товар здесь невысокие. Многие узбекские предприятия интересуются китайской техникой. Так, одно из них решило приобрести оборудование для упаковки стирального порошка. Эти упаковочные машины производятся также недалеко от Иу.
«Китай»: Какие сложности и риски существуют при закупке товаров в Китае? Что следует предпринять, чтобы их избежать? Бабур Ахраров: Самая большая проблема при сотрудничестве с китайцами – это сроки. Здесь их часто не соблюдают. Поэтому, чтобы оградить себя от задержек, надо обязательно заключать письменный договор. В нем должно быть указано время, отведенное на поставку товара. Когда под договоренностью стоят подпись и печать, китайцы к своим обязанностям относятся гораздо серьезнее. Я не говорю, что честному слову китайцев верить нельзя, но всегда лучше подстраховаться. Где еще могут возникнуть нюансы, так это в комплектовке. Часто случается, что в купленном оборудовании недостает деталей или операционная система установлена не та. В итоге, пользоваться приобретенной техникой в Узбекистане невозможно. Как пример, Ташкентская табачная фабрика, производство которой встало из-за ошибки китайских инженеров: на закупленных приборах было установлено несоответствующее программное обеспечение. На новое оборудование фабрика потратила внушительную сумму, однако ввести в эксплуатацию его так и не смогла… Все недочеты комплектовки, как правило, обнаруживаются уже после доставки товара в Узбекистан. Если бы перед отправкой заказа его в Китае проверял кто-то из своих, таких проблем, конечно, можно было бы избежать. В связи с этим, мы сейчас всерьез подумываем о предоставлении узбекским закупщикам подобной услуги – будем выступать своего рода гарантами качества китайской продукции.
«Китай»: Минусы ведения бизнеса в Китае ясны. А какие, на Ваш взгляд, существуют плюсы? Бабур Ахраров: Что меня привлекает в китайском рынке, так это его разнообразие. Причем, касается это не только ассортимента, но и качества продукции. В Китае можно найти как элитный товар, так и товар, скажем так, попроще. Вообще, я заметил, что уровень качества всей китайской продукции в последнее время вырос: многие предприятия внедряют у себя современные технологии, а это ведет к выпуску более добротных вещей.
«Китай»: «Бэйдуй» – фирма, занимающаяся не только экспортом, но и импортом. Расскажите об обратном направлении торговли: какую узбекскую продукцию Вы намерены продвигать на китайский рынок? Бабур Ахраров: По моим предположениям, в Китае могут быть востребованы узбекские резина, текстиль, мед. С этими товарами я сейчас и пытаюсь работать. Рынок Китая огромен, поэтому покупатель, я думаю, найдется.
|
|