Таинственная «армия» Китая
Ежегодно в армии Китая наблюдается прирост количества новобранцев на миллионы человек, но это явление продолжается всего в течение нескольких недель. В Китае среди студентов университетов популярна шутка: разведывательная служба США все время в недоумении, почему число новобранцев в китайской армии резко увеличивается каждую осень. В течение всего нескольких недель количество новобранцев увеличивается с 6 млн до 7 млн человек. Интересно, что все они в это время появляются в университете. Но спустя месяц с небольшим эти новобранцы снова исчезают. Американцы никак не поймут, куда пропали эти «таинственные солдаты», и когда они опять появятся. На самом деле эти «таинственные солдаты» являются всего лишь студентами. Каждый год осенью наступает день, когда новички оформляют явку в университет. Как правило, в период с середины августа по октябрь эти первокурсники должны принимать участие в «военном обучении», которое организуется вузом до официального начала учебного года. Способы и срок обучения каждое высшее учебное заведение определяет в соответствии с собственным планом. Вот почему каждый год осенью в Китае дополнительно появляются миллионы «новобранцев».
Осуществляется в течение 50 с лишним лет
Стройные ряды одетых в зеленую форменную одежду молодых парней и девушек, на их головных уборах – значок НОАК. Все смотрят прямо вперед, «Шагом марш!» – отдает приказ командир через микрофон. И «военное подразделение» начинает движение. Так однажды утром в середине августа на площади Пекинского университета сотни молодых первокурсников отрабатывали строевой шаг. Как и во всех других китайских университетах здесь военное обучение является обязательным учебным предметом. В западных странах студентам объявляют о начале студенческой жизни на вечеринках, а в Китае она начинается с военного обучения, которое продолжается несколько недель. Военное обучение часто происходит на территории учебных заведений или в военных лагерях поблизости от вузов. Некоторые студенты могут пройти тренировку в стрельбе на стрельбище; некоторые могут научиться использовать противогазы и медицинское оборудование в ходе тренировок по реагированию на чрезвычайные ситуации. При этом студенты также изучают различные предметы и получают идеологическое воспитание в духе последних партийных установок и концепции национальной обороны. В Китае военное обучение в университетах началось с 60-х гг. прошлого века, в 80-е гг. оно усовершенствовалось, был написан учебник по военной подготовке. В конце прошлого века китайское правительство обнародовало закон «О просвещении в области национальной обороны», предусматривающий, что в дополнение к студентам, ученики начальной и средней школ также должны проходить военную подготовку. Время, как правило, приходится на сентябрь – до начала учебного года или октябрь -- после национального праздника. Студенты должны проходить официальную военную подготовку и тренировку по эвакуации в случае возникновения землетрясения. Срок обучения для студентов обычно составляет 10-30 дней, а для студенток – 5-7 дней. По поводу значения военной подготовки, Министерство образования Китая заявило, что студенты должны воспитываться в духе «патриотизма, коллективизма и революционного героизма», ведь молодая элита страны должна в высшей степени хорошо понимать важность «национальной обороны и безопасности».
Воспитание самодисциплины
В Китае насчитывается более 2 млн военнослужащих, зачем же еще нужно обучать строевому шагу первокурсников? На этот вопрос командиры и студенты чаще всего отвечают, что цель военной подготовки состоит в обучении студентов самодисциплине, чтобы помочь им научиться быть независимыми и добиваться успехов в учебе. Как сказал студент института оборонного воспитания Северо-восточного университета (в г.Шэньян пров. Ляонин Китая) Шэнь Гуансе: «Я думаю, что военное обучение крайне необходимо. Если вы зайдете в студенческое общежитие, то заметите, что в нем полный беспорядок. А основная цель военного обучения прежде всего заключается в том, чтобы помочь им научиться управлять своей повседневной жизнью». В прошлом году Шэнь Гуансе служил инструктором группы военной подготовки в составе 60 человек. Некоторые студенты также отметили, что военная подготовка помогла им улучшить отношения с новыми знакомыми и лучше адаптироваться к новой среде. По словам Гэ Мин, которой 30 с лишним лет, в настоящее время в университете, который она окончила шесть лет тому назад, срок военного обучения уменьшился чуть ли не в два раза. Как она заметила: «Может быть сегодняшние молодые, которые родились после 1990 г., более слабовольны. Они слишком избалованные, не могут привыкнуть к строгости военного обучения и не в состоянии выполнить задачу. А это, как раз, еще больше подчеркивает необходимость военной подготовки». По мнению Шэнь Гуансе, степень трудности военного обучения в университете должна быть увеличена, нынешний курс слишком легкий. Какого возраста вы бы ни были, будь вы даже ребенком, все равно смогли бы завершить программу обучения, тем более, что требуется лишь ходить и стоять навытяжку. Одной из причин невозможности проведения более реального «военного обучения» является то, что слишком много согласований и организационной работы следует проделать. Ведь инструкторов часто приглашают из армии, перед которой все время стоят тяжелые тренировочные задачи, тем более в связи с конфиденциальностью военных баз и необходимостью обслуживания вооружения, студентам остается только заниматься основами строевой подготовки на территории учебного заведения.
Выход из университетского городка
На сегодняшний день, в содержание военного обучения, в которое раньше входили только «строевая стойка, строевой шаг, передвижение в строю, физическая подготовка и рукопашный бой военнослужащих», были внесены некоторые изменения. В 2010 г. Министерство просвещения Китая разработало «Учебную программу по военной подготовке в высших учебных заведениях», в которой отмечено, что содержание военной подготовки должно включать в себя «тактику одиночного солдата», «стрельбу из легкого стрелкового оружия», «передвижение и выживание в полевых условиях», «национальную оборонную стратегию», «международную стратегическую обстановку» и т. д. В сентябре 2011 г. в Шаньдунском университете в курсе военного обучения впервые было добавлено обучение использования танков и зенитного орудия. Благодаря своему огромному влиянию модель военной подготовки выходит за пределы вузов и распространяется в обществе. Каждый год, в Китае во многих компаниях и на предприятиях организуют военную подготовку, приглашая солдат к себе или вывозя работников в военный лагерь. 1 января 2005 г. 42 члена китайской национальной команды по настольному теннису, в том числе всемирно известные спортсмены Чжан Инин, Ван Нань и Кун Линхуэй, были вывезены в н-скую танковую бригаду Пекинского военного округа, расположенную у подножия Великой китайской стены, чтобы пройти военную подготовку в течение 13 дней, впервые в стране спортсмены такого уровня проходили военную подготовку. После этого каждый раз перед сборами китайские спортивные команды организовывали военную подготовку. Объясняя причину, тогдашний тренер китайской национальной команды по настольному теннису Цай Чжэньхуа заявил: «Военная подготовка помогает спортсменам быть собранными, сосредоточиться и должным образом понять важность в том числе и для выигрыша в соревнованиях таких качеств военнослужащих, как соблюдение дисциплины и строгая требовательность по отношению к самому себе». Сегодня, для многих китайцев военная подготовка стала редким и специфическим опытом в их жизни, ее необходимость и незабываемость на всю жизнь часто находит подтверждение в дневниках множества обучающихся. Когда в октябре завершится курс военного обучения в вузах, по загорелым лицам молодых людей, которые вот вот вступят в общество, по тому, как они не в состоянии будут расстаться с инструкторами, можно будет с очевидностью почувствовать, какие изменения принесет им этот опыт. |
|