Особая форма демократии ВАН ЯНЬ, ЦЗИ ЦЗИН
В докладе 18-го съезда КПК впервые было выдвинуто понятие «социалистическая консультативная демократия». Что означает этот термин и каково значение «социалистической консультативной демократии» для развития будущей политики Китая? Наш корреспондент попросил разъяснить эти вопросы председателя ученого совета Института по изучению проблем современного Китая при университете «Нанькай» Чэнь Яньцина и руководителя дискуссионной группы Института по изучению проблем современного Китая университета «Нанькай» Ван Синьшэну.
Корр.: Как появилось понятие «социалистическая консультативная демократия»?
Чэнь Яньцин: Впервые это понятие прозвучало в докладе 18-го съезда КПК. «Социалистическая консультативная демократия – важная форма народной демократии в нашей стране», так было сказано в докладе. Это означает официальное введение понятия в обиход, а также практическое понимание Компартией Китая, как ведущей социалистической партии, безусловной важности консультативной демократии. Так называемое «практическое понимание» означает, что еще до этого КПК имела теоретические представления и проводила практические изыскания в области консультативной демократии. Однако утверждение принципа «социалистической консультативной демократии» – это итог теоретического усовершенствования, великое новшество в процессе внедрения марксизма в политическую практику консультативной демократии Китая. Это также развитие, следование КПК теории и практике, историческим традициям консультативной демократии.
Кор.: Каков смысл этого понятия? В чем различия между «социалистической консультативной демократией» и «консультативной демократией» Запада?
Чэнь Яньцин: «Демократия» означает власть народа, то есть то, что мы обычно формулируем как «народ полноправный хозяин страны». «Консультативная демократия» подразумевает механизм проведения консультаций между различными субъектами для достижения общего согласия и вынесения решений по важным вопросам, в целях осуществления народом власти в стране. Это консультативное участие народа в обсуждении общественных дел в условиях социализма, в результате обеспечивается положение народа как хозяина свой страны.
На Западе впервые ввел в обиход термин «консультативная демократия» американский ученый Джозеф М. Бессет. Западные исследователи понимают под этим термином следующее: чтобы в сложных условиях развития общества обеспечить легитимность принятия политических решений, демократический строй должен гарантировать равноправное и свободное участие граждан в политической жизни страны и проведение обсуждений для вынесения решений по общественным вопросам на основе консенсуса.
«Консультативная демократия» на Западе и «социалистическая консультативная демократия» в Китае имеют много общего. Однако нужно понимать, что западная «консультативная демократия» существует как дополнительный механизм представительной демократии в условиях капитализма и является, скорее, абстрактной идеей. Она не может быть по-настоящему воплощена на практике, как и парламентаризм. В то время как выдвинутая Китаем «социалистическая консультативная демократия» реализуется и развивается под чутким руководством КПК в целях всестороннего продвижения дела социализма. В этом механизме задействованы широкие слои народных масс, все партии, классы и организации. Они проводят обсуждения, достигают единства мнений по вопросам, вызывающим или затрагивающим общий интерес, а затем на основе этого выносятся соответствующие решения.
Корр.: Была ли «консультативная демократия» в древнем Китае и до образования КНР? В чем «социалистическая консультативная демократия» развивает и наследует исторические традиции?
Ван Синьшэн: Я бы сказал, что в период древности и до образования КНР у нас не было консультативной демократии. Китай имел традиционное общество, с абсолютной властью императора и находился в полуфеодальной-полуколониальной стадии развитии. Однако это не означает, что в политической жизни страны не проводились консультации и обсуждения. Некоторые ученые прямо указывают на традицию «консультативной политики» обсуждения важных политических решений и механизм проведения соответствующих обсуждений. Она широко практиковалась в традиционном китайском обществе. Конечно же, так называемая «консультативная политика» тех времен коренным образом отличалась от демократических консультаций в современном понимании этого слова. Но само ее существование было чрезвычайно благоприятным для формирования «консультативной демократии» в дальнейшем. Политические обсуждения и консультации в традиционном китайском обществе базировались на представлении о гармонии как высочайшей ценности и всеобщем согласии, при сохранении различий. В то время как западная культура уделяла большее внимание «различиям», китайская провозглашала важность сохранения согласия и гармонии в обществе. Разумеется, культурные традиции прошлого получают «второе дыхание» только после соответствующей адаптации к современным условиям, но они, безусловно, остаются глубоким культурным источником, тесно связанным с принятыми в обществе традициями. Именно в этом смысле выдвинутая ныне «социалистическая консультативная демократия» является логичным продолжением и итогом глубоких наследований традиции.
Корр.: В чем исторический смысл «социалистической консультативной демократии» в Китае?
Ван Синьшэн: «Социалистическая консультативная демократия» с китайской спецификой внутренне связана с ведущими идеями КПК и блестящими культурными традициями Китая. Они имеют единые корни и единый источник, питаясь одной и той же живительной силой. Одновременно эта концепция – инновационое продолжение и новейшее осмысление марксистской теории о демократии, опирающееся на практику КПК, это также форма социалистической демократии, отвечающая требованиям рыночной экономики социалистического типа.
Еще более важно то, что «консультативная демократия» является базовой формой, соответствующей пути политического развития Китая в условиях рыночной экономики социалистического типа. Это особая форма демократии, отличающаяся от конституционной демократии Запада. Очень важно содействовать развитию социалистической «консультативной демократии» с китайской спецификой. Это главная задача, от нее зависит политический путь Китая в будущем.
|
|