Новый этапразвития китайской экономики  

    

    

    Со времени проведения политики реформ и открытости китайская экономика отличалась сверхбыстрым ростом, который неизменно наблюдался в течение 30 лет. На сегодняшний день Китай стал вторым крупнейшим в мире экономическим субъектом, уступая лишь США. Можно сказать, что сегодня как макроэкономическая деятельность, так и основная модель экономического развития и движущая сила экономического роста коренным образом преобразовались и уже не сравнимы с прошлым. Безусловно, сегодня было бы неправильным, не соответствующим действительности со старой точки зрения рассматривать нынешнюю китайскую экономику и судить о ней, используя прежние критерии. Китайская экономика также распрощалась со сверхбыстрым ростом и вступила в этап «нормального роста», т.е. темпы роста экономики будут поддерживаться на уровне 7%-8%. Примечательно то, что в последние годы постепенно проявляются противоречия и риски, которые накопились в связи со сверхбыстрым ростом в течение минувших 30 с лишним лет. В результате чего, китайская экономика выделяется некоторыми характеристиками, которые со всей очевидностью отличаются от прежних. Начиная с 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, с учетом новых характеристик китайской экономики, руководящий коллектив нового созыва провел обширные и глубокие исследования по актуальной ситуации китайской экономики, благодаря чему позже инициировал ряд важных мер по углублению реформ в экономической сфере.

 

 

    Новое нормальное состояние экономики

 

    В 2014 г. минимум в 3 случаях председатель КНР Си Цзиньпин упоминал «новое нормальное состояние» китайской экономики. Как следствие, ныне данное понятие становится ключевым термином, способным помочь китайским и иностранным обозревателям правильно понять китайскую экономику.

 

    9 ноября на саммите руководителей торгово-промышленных предприятий в рамках АТЭС Си Цзиньпин выступил с речью. В данном выступлении он впервые откровенно и всесторонне изложил «новое нормальное состояние» китайской экономики, что не только представляет экономическую концепцию высшего руководства нового поколения, является его суждением и подходом к новой экономической ситуации в стране, но и выступает важной основой для разработки новых политических установок.

 

    По словам Си Цзиньпина, «новое нормальное состояние» китайской экономики имеет три нижеследующие особенности.

 

    Первая особенность: китайская экономика осуществляет переход от сверхбыстрого роста к среднему и быстрому росту. Это означает, что на высшем уровне достигнуто единодушное согласие относительно возможного появления более низких темпов роста экономики. Как отмечает Си Цзиньпин: «Даже если темпы роста китайской экономики будут поддерживаться на уровне около 7%, как по темпам роста, так и по величине китайская экономика по-прежнему займет ведущее место на планете».

 

    Вторая особенность: экономическая структура непрерывно совершенствуется, оптимизируется и урегулируется, индустрия услуг и потребительский спрос постепенно занимают господствующее положение, их непрерывное развитие приносит благо широким массам населения. В минувшие 3 квартала сего года в стране вклад конечного потребления в рост экономики составил 48,5%, что опередило инвестиции; добавленная стоимость индустрии услуг составила 46,7% от общего объема, что в очередной раз превзошло аналогичный показатель второго сектора экономики. Все это свидетельствует о том, что в Китае трансформация модели роста экономики дала первоначальный эффект. Несмотря на это, реструктуризация экономики по-прежнему нуждается в дальнейшем приложении сил. Коэффициент конечного потребления Китая составляет менее 50%, что значительно уступает аналогичному показателю США и других развитых стран мира – свыше 80%.

 

    Третья особенность: осуществляется переход от стимулирования роста экономики за счет факторов производства и инвестиций к стимулированию роста экономики на основе инноваций. В минувшие 10 лет китайское правительство стимулировало рост экономики главным образом за счет крупномасштабных денежно-финансовых вложений. В качестве примера можно привести План стимулирования внутреннего потребления на общую сумму 4 трлн юаней, разработанный в 2008 г. после вспышки глобального финансового кризиса. Данная модель не только представляется непродолжительной, но и имеет негативные отдаленные последствия, одним из них является ныне существующая серьезная избыточность производственных мощностей.

 

    При «новом нормальном состоянии» экономики китайское правительство выдвинуло ряд мер по трансформации модели развития и реструктуризации экономики, в ключевых сферах поочередно были осуществлены реформы, к их числу относятся налогово-финансовые реформы, ценовые реформы и реформы госпредприятий. Самое важное то, что при «новом нормальном состоянии» экономики правительство будет усиленно упрощать административные процедуры и передавать полномочия низовым звеньям и в дальнейшем высвободит жизнеспособность рынка.

 

    Уровень адаптации к «новому нормальному состоянию» полностью зависит от динамики всестороннего углубления реформ. На встрече руководителей торгово-промышленных компаний в рамках АТЭС-2014 Си Цзиньпин отметил: «Если инновации напоминают новый двигатель китайского развития, то реформа является необходимым ключом зажигания». В новой ситуации в целях дальнейшего поддержания стабильного и продолжительного развития китайской экономики необходимо включить двигатель и крепко держать в руках ключ зажигания.

 

 

    Новая экономика

 

    В 2014 г. на торжественной церемонии открытия Боаоского азиатского форума премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступил с установочной речью. По его словам, разные страны мира должны следовать основному тренду глобальной высокотехнологичной революции, содействовать развитию «новой экономики», в основе которой лежат экологически чистые источники энергии, охрана окружающей среды и Интернет, также занять командную высоту грядущего развития и повысить конкурентоспособность производственных отраслей и экономики в целом.

 

    Так называемая «новая экономика» представляет собой новый экономический феномен, она основывается на революции информационных технологий и институциональных инновациях, для нее характерны продолжительный рост экономики, низкая инфляция и низкий уровень безработицы.

 

    На сегодняшний день в Китае «новая экономика», символом которой выступает революция информационных технологий Интернета, также вступила в новый этап развития. В основе нового этапа ее развития лежат онлайн-шоппинг, новые интернет-финансы и другие модели, которые развиваются на основе Интернета и мобильного Интернета. Если наилучшим образом их развивать и направлять, то они неизбежно сотворят новое чудо китайской экономики.

 

    «Новая экономика», основой которой служат Интернет и мобильный Интернет, способна играть несравнимую роль в дальнейшем стимулировании потребления в стране. По словам премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, 1,3-миллиардный Китай является крупнейшим в мире потребительским рынком, он также напоминает «богатую руду спроса». Можно сказать, что «новая экономика» сыграет важную роль в освоении так называемой «богатой руды спроса».

 

    Онлайновый шоппинг коренным образом изменяет потребительскую модель широких масс населения Китая и становится нарождающейся потребительской горячей точкой, что играет все большую роль в стимулировании внутреннего потребления, которое переживало депрессию в течение длительного времени. По результатам мониторинга, проведенного China Union Pay в 2013 г., свыше 80% опрошенных в среднем израсходовало более 500 юаней на онлайновый шоппинг, что на 15 процентных пунктов больше, чем аналогичный показатель 2-летней давности.

 

    «Финансы новой экономики», основой которых служат Интернет и мобильный Интернет, также являются самым идеальным выбором для стимулирования неправительственного инвестирования. После того как китайское правительство распрощалось со старой моделью роста экономики, для которой были характерны крупномасштабные капиталовложения и чрезмерная эмиссия валюты, оно начало придавать большое значение стимулированию неправительственных инвестиций в качестве новой движущей силы стабилизации роста экономики. В настоящее время интернет-финансы становятся идеальным выбором для неправительственного капитала, особенно для мелких инвестиций.

 

    14 ноября 2014 г. одно из столичных предприятий общепита под названием «Цзиньбайвань», специализирующееся на реализации жареной утки по-пекински, в Интернете выдвинуло некий проект краудфандинга, надеясь аккумулировать 4 млн юаней для дальнейшего развития свой деятельности. В конце концов, намеченная цель была достигнута всего лишь за два часа. Данная модель привлечения капитала представляет собой новую финансовую модель – краудфандинг, который сегодня в Китае пользуется большой популярностью. (Краудфандинг подразумевает массовую аккумуляцию капитала. Это действие, инициированное индивидуумом или некой организацией с целью привлечения неправительственного капитала. Иными словами, с помощью сетевой платформы объединяются воедино инициаторы и спонсоры.)

 

    Примечательно то, что в плане содействия развитию новой экономики официальная сторона Китая также приступила к делу. В августе Госсовет КНР обнародовал «Некоторые соображения о содействии информационному потреблению и расширении внутреннего спроса». Китай планирует содействовать информационному потреблению, начиная с ускорения повышения уровня инфраструктурного строительства и увеличения предложения информационной продукции.

 

 

    Упрощение административной процедуры и передача полномочий низовым звеньям

 

    В 2014 г. динамика всестороннего углубления реформ в секторе экономики также воплощалась в упрощении административной процедуры и передаче полномочий низовым звеньям. Как всем очевидно, различных ограничений и контроля стало меньше и жизнеспособность рынка становится все более мощной.

 

    По словам Ли Чжанцзэ, пресс-представителя канцелярии руководящей группы по реформам режима административного рассмотрения и утверждения при Госсовете КНР, с момента создания правительства нового созыва, по сентябрь сего года Госсовет КНР отменил или передал низовым звеньям в общей сложности 632 пункта процедуры административного рассмотрения и утверждения. Это означает, что на сегодняшний день 40% полномочий по административному рассмотрению и утверждению, которые некогда выступали символом властных полномочий государственных министерств и комитетов, были переданы низовым звеньям, к тому же, данный процесс по-прежнему продолжается.

 

    Возьмем для примера реформу режима регистрации уставного капитала. Данная политика, ориентированная на снижение порога доступа на рынок и уменьшение проектной себестоимости, ныне непрерывно высвобождает дивиденды. 9 ноября на саммите руководителей торгово-промышленных предприятий в рамках АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин не без гордости отметил, что благодаря реформированию режима регистрации предприятий в минувшие 3 квартала сего года новое дополнительное количество предприятий увеличилось более чем на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

 

    В принятом 3-м пленумом ЦК КПК 18-го созыва «Постановлении» слово «рынок» упоминается 81 раз. Главное содержание «Постановления» также многократно цитировалось: «Реформа экономической структуры является ключевым моментом всестороннего углубления реформ, основная задача состоит в оптимизации и рационализации взаимоотношений между правительством и рынком, чтобы рынок сыграл решающую роль в размещении ресурсов и правительство наилучшим образом исполнило свою роль».

 

    На взгляд профессора Института государственной службы Китая Чу Сунъяня, ныне осуществляемые реформы дают нам понять, что правительство нового созыва разделяет работу по степени ее важности и срочности, одновременно с этим оно подчеркивает неизбежность дальнейшего продвижения реформ. «Иными словами, достаточная решимость и уверенность правительства заставляют некоторые препятствия и барьеры непосредственно испытать давление и лишиться постоянной надежды на авось».

 

 

    Зона свободной торговли

 

    29 сентября 2013 г. китайское правительство официально инициировало создание Шанхайской зоны свободной торговли. Она известна как особая экономическая зона высочайшей степени открытости в континентальной части Китая. В Шанхайской зоне свободной торговли площадью в 28,78 кв. км различные новые меры, новые реформы, новые правила и стандарты международной экономики и торговли будут проходить необходимые испытания, к тому же, полученный положительный опыт будет распространен по всей стране. Глубина и ширина охвата политики реформ и открытости отныне поднялись на новый уровень.

 

    На конец сентября 2014 г. Шанхайская зона свободной торговли, которой исполнился год, первой в стране начала реализовывать национальный режим на доинвестиционной стадии и управление негативным списком. Возьмем для примера негативный список. В течение года с небольшим данное понятие было постоянно на слуху у китайцев, в негативном списке-2014 190 пунктов сократились до 139 пунктов. В Шанхайской зоне свободной торговли действует 1400 с лишним предприятий с участием иностранного капитала, 90% из них не относится к негативному списку. Это свидетельствует об открытости, расширении рынка, важных изменениях системы инвестиционного управления и модели управления. Если полученный положительный опыт будет внедрен по всей стране, то это сможет значительно продвинуть открытость китайского рынка и потрясти действующие окостенелые систему инвестиционного управления и модель управления (см. статью «ШЗСТ – форпост экономической открытости» в журнале «Китай» №11 за 2014 г. ).

 

    На данном саммите АТЭС китайская и южнокорейская стороны официально подтвердили завершение переговоров по существу по созданию китайско-южнокорейской зоны свободной торговли. По плану, китайско-южнокорейская зона свободной торговли вскоре вступит в эксплуатацию, и в ближайшем будущем она займет первое место среди аналогичных зон в стране по ширине охвата договоренных сфер и объему двусторонней торговли. Строительство китайско-южнокорейской зоны свободной торговли также будет содействовать развертыванию других переговоров по созданию зон свободной торговли на территории страны, к их числу относятся зона свободной торговли «Китай-Япония-Республика Корея» и зона свободной торговли «Китай-АСЕАН» улучшенной версии.

 

    Как в строительстве Шанхайской зоны свободной торговли, так и в ходе создания Китайско-южнокорейской зоны свободной торговли китайская сторона провела самые обширные и наиболее всесторонние поиски и эксперименты с целью дальнейшего продвижения реформ и открытости.

  1. Конкурс китайской каллиграфии твердой ручкой-2014 | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan