Дипломатия: от «реагирования» до «проявления инициативы»
Начиная с первого зарубежного визита председателя КНР Си Цзиньпина новое руководство Китая вот уже более 600 дней трудится на дипломатическом поприще. За эти дни весь мир увидел изменения в китайской дипломатии: Китай стал еще более уверенным в себе, великодушным, открытым и прозрачным в решении региональных вопросов. Китайская дипломатия изменяется от одностороннего реагирования до проявления инициативы и создания своей концепции и механизма.
В течение долгого времени китайская дипломатия демонстрировала реагирующий характер. Другие предлагали темы обсуждения, а мы реагировали на них или возражали. Такая стратегия имеет положительную сторону: она полезна для хладнокровного наблюдения и тайного укрепления своих способностей; имеет она и негативную сторону: мы всегда находимся в пассивном положении. Однако ситуация изменилась. Китай, как большая страна, не только должен иметь силы защитить свои интересы, сохраняя статус-кво, но и должен уметь проявлять инициативу, задавая темы обсуждения, изменять существующую обстановку, чтобы получить еще больше государственных выгод и право голоса в международных делах. Китай уже проявил такую активность и инициативу в дипломатии в течение прошедших 600 дней. Будь то частые визиты в сопредельные страны или целый ряд конкретных инициатив, выдвинутых в целях стимулировании мира, развития и сотрудничества, – все это отразило намерение Китая проявлять инициативу в дипломатии, продемонстрировало подход и позицию Китая в защите мира во всем мире и продвижении совместного развития.
Дипломатия Шелкового пути
В сентябре и октябре 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин соответственно выдвинул концепции строительства «экономической полосы Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века». Дипломатическую деятельность, направленную на сотрудничество в рамках «одной полосы и одного пути», называют «дипломатией Шелкового пути».
Дипломатия Шелкового пути охватывает широкую территорию и многочисленные страны. В связи со сложной обстановкой требуются достаточное терпение и сила сохранить хладнокровие, чтобы достичь взаимодоверия и взаимного признания на основе взаимной выгоды и общего выигрыша. В прошедший год китайские руководители неоднократно наносили визиты в страны вдоль Шелкового пути, заинтересованные страны выразили полное понимание и поддержку строительства экономической полосы Шелкового пути.
Главная цель дипломатии Шелкового пути заключается в том, чтобы продвинуть взаимосвязанность между странами Евразии, осуществить взаимосвязь в капитале, ресурсах, персонале и идеях. Для этого прежде всего следует осуществить взаимосвязь в инфраструктуре, создать мосты и связи для контактов. 24 октября этого года Китай подписал меморандумы о взаимопонимании с 21 страной, объявил об открытии Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в целях предоставления денежной поддержки для строительства инфраструктуры в странах вдоль «одной полосы и одного пути». На недавно прошедшем в Пекине саммите АТЭС Си Цзиньпин объявил, что Китай решил создать Фонд Шелкового пути, вложив 40 млрд долларов США, чтобы оказать поддержку в строительстве инфраструктуры, освоении ресурсов, экономическом сотрудничестве стран вдоль «одной полосы и одного пути». Идея о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути, можно сказать, была выдвинута своевременно. Для строительства инфраструктуры требуются большие вложения денежных средств, Китай имеет технику, способность и желание укрепить взаимосвязанность с миром.
Дипломатия Шелкового пути представляет новое мышление и новое направление китайской дипломатии. От пассивного реагирования до активного действия, раньше дипломатия обслуживала экономическое строительство, а теперь экономика и дипломатия функционируют параллельно, Китай уже прочно слился с миром, и развитие китайской экономики нельзя ограничивать в пределах страны. Дипломатия Шелкового пути нарисовала картину свободной экономики Евразии, ее пронизывает воля Китая, его интересы и мудрость. Только когда все страны почувствуют силу и добрые намерения Китая, можно будет по-настоящему осуществлять взаимосвязь и взаимное соединение на Шелковом пути.
Новая концепция азиатской безопасности
«Мы считаем, что надо активно продвигать всеобщую, комплексную, кооперативную и устойчивую инновационную концепцию азиатской безопасности, формировать новую архитектуру региональной безопасности и сотрудничества, стремиться вступить на путь безопасности, характерными чертами которого являются совместное строительство, совместное пользование и совместный выигрыш», – такова «новая концепция азиатской безопасности», выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином в мае этого года в Шанхае на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Вплоть до настоящего времени это также является самым системным, самым многосторонним и самым глубоким изложением проблемы азиатской безопасности, сделанным китайским лидером на международном мероприятии. В ней полно проявляется желание Китая неуклонно прилагать усилия к защите безопасности, стабильности и развития в Азии. (Подробнее см. статью в июньском номере нашего журнала за 2014 г.) На саммите СВМДА Китай также выдвинул целый ряд предложений в целях продвижения совершенствования механизма азиатской безопасности.
Почему нам нужна концепция азиатской безопасности? Потому что Азия не только является регионом с самым большим потенциалом и жизненной силой развития в мире, но и одним из регионов, перед которыми стоит самая сложная и самая серьезная проблема безопасности. Активно выдвинув концепцию азиатской безопасности, Китай надеется усилить право голоса Азии в делах, касающихся ее собственной безопасности. В течение долгого времени в проблемах безопасности, существующих в Афганистане, Пакистане, Юго-Восточной Азии и Северо-Восточной Азии, вмешательство и вторжение внешних факторов не принесли мира и спокойствия этим регионам, а наоборот, сделали ситуацию региональной безопасности еще более сложной. Выдвинув новую концепцию азиатской безопасности, Китай надеется, что соответствующие страны смогут изменить мышление холодной войны и логику гегемонизма блоковой политики и осуществить устойчивый мир и общее развитие региона путем сотрудничества и открытости, а не посредством сопротивления и создания блоков.
По мнению младшего научного сотрудника Института современного Китая Академии общественных наук Китая Жэнь Цзинцзин, концепция азиатской безопасности, выдвинутая председателем Си Цзиньпином, является инновационным мышлением безопасности и дипломатической идеей, она отражает стремление эпохи к миру и развитию. С намерением построить рамки гармоничного региона с точки зрения комплексной безопасности, она является наследованием и развитием пяти принципов мирного сосуществования в новых исторических условиях, а также продолжением и расширением в региональных делах нового типа политической идеи Китая, которая характеризуется миролюбием и стремлением к развитию. Инновационные стратегические идеи в международных делах, представителем которых является концепция азиатской безопасности, непременно станут важными руководящими идеями Китая в построении теории международных отношений на пути осуществления «китайской мечты», станут инструкцией для создания сообщества азиатской безопасности и краеугольным камнем для строительства здания мира и развития в Азии.
Дипломатия «удара по точкам»
20 января 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин отправился в Россию для участия в церемонии открытия Зимней Олимпиады в Сочи. На другой день в официальной газете ЦК КПК «Жэньминь жибао» была опубликована статья комментатора, в которой эту поездку, которая была короткой, дала прекрасный эффект и быстро завершилась, называют дипломатией, похожей на «удар по точкам» (Прим. переводчика: «удар по точкам на теле» – это прием из арсенала китайского боевого искусства ушу). Министр иностранных дел Китая Ван И после этого визита сказал, что поездка в Сочи положила начало присутствию китайского лидера на крупных международных спортивных мероприятиях за рубежом и стала инновационным поступком в дипломатической практике Китая.
Стоит обратить внимание на то, что дипломатия «удара по точкам» Си Цзиньпина не остановилась на этом. После поездки в Сочи в июле и августе этого года он специально посетил соответственно Республику Корея и Монголию, на что обратили внимание СМИ. Нанесение государственного визита только в одно государство не так часто случается в зарубежных визитах китайского лидера.
В дипломатии «удара по точкам» очень важное значение имеет «точка». Одна точка может оказать значительное по масштабам влияние, это важная особенность дипломатии «удара по точкам». Заведующий Центром по изучению теории китайской дипломатии при Университете иностранных дел Китая Гао Фэй сказал: «Западные страны бойкотировали Зимнюю Олимпиаду в Сочи, в такой ситуации присутствие китайского лидера на ее открытии было встречено на ура в России». Перед регионом Северо-Восточной Азии, где расположена Республика Корея, стоит большой вызов безопасности в политике, и отношения с РК будут оказывать влияние на дипломатическую ситуацию в отношениях Китая с КНДР и Японией.
«Дипломатия “удара по точкам” характеризуется быстротой, высокой эффективностью и оперативностью», – сказал директор Китайского института международных проблем Цюй Син. Он считает, что дипломатия «удара по точкам», которая развертывается «на паритетных началах», является высокоэффективной формой дипломатии. Нанесение визита только в одно государство помогает сосредоточенно обсудить вопросы, в которых заинтересованы обе стороны, способствует сотрудничеству между двумя сторонами и часто дает реальные плоды. В связи с такими особенностями дипломатии «удара по точкам», китайская сторона будет совершать еще больше подобных визитов. |
|