«Новое нормальное состояние» в политике
От бурной кампании по борьбе с коррупцией до создания и совершенствования системы различных правил и норм, с 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, представившего грандиозный стратегический план, до 4-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, принявшего решение о всестороннем продвижении управления государством на основе закона... За один год в китайской политике произошло слишком много глубоких и основательных изменений.
Если хотите понимать изменения, произошедшие в китайской политике за истекший год, необходимо четко уяснить два момента. Во-первых, внутреннюю логику политических изменений в Китае, а это – реформирование; во-вторых, намеченные цели политических изменений в стране, а это – идея «модернизации системы и способности управления государством», которая была выдвинута на 18-м съезде КПК и за которую продолжается борьба до сих пор.
Борьба с коррупцией
8 ноября на 26-м совещании АТЭС на уровне министров, министр иностранных дел КНР Ван И отметил, что стороны усилят динамику сотрудничества в борьбе с коррупцией, была принята «Пекинская декларация по борьбе с коррупцией», должна быть сформирована сеть сотрудничества в исполнении законов в области борьбы с коррупцией, должны наращиваться взаимодействие в борьбе с попытками коррупционеров уйти от ответственности и деятельность по возвращению в страну средств, добытых незаконным путем, также должна быть усилена борьба с трансграничной коррупцией. Эти действия вызвали интерес внешнего мира.
Все это, наряду с проводимой ранее специальной масштабной антикоррупционной операцией за рубежом по задержанию экономических преступников, скрывающихся за границей (кодовое название – «Охота на лис-2014»), символизирует то, что антикоррупционная борьба в Китае вступила в новый этап.
Борьба с коррупцией в Китае непрерывно проникает в «запретные зоны» и нарушает «общепринятые правила». По словам эксперта, долго изучающего вопросы антикоррупционной борьбы, подобные усилия еще не предпринимались с начала проведения политики реформ и открытости, и силовые методы противодействия коррупции уже стали «визиткой» ЦК КПК этого созыва.
В последние два года силовая борьба с коррупцией не только «встряхнула» чиновничество, но и ведет к искоренению накопившихся пороков и изменению образа мыслей и жизни широких народных масс, к тому же она должна убрать препятствия, стоящие на пути реализации «самого дерзновенного плана реформ за последние годы».
Согласно неполной статистике, после 18-го съезда КПК количество кадровых работников, находящихся в ведении ЦК КПК, снятых с должности и привлеченных к суду, уже достигло 55 человек. В их числе, расследование ряда дел таких высокопоставленных чиновников-коррупционеров, как бывший член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан, бывший заместитель председателя Центрального военного совета КПК Сюй Цайхоу, бывший заместитель председателя ВК НПКСК Су Жун. все это свидетельствует о решимости ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Си Цзиньпином жесткими мерами обуздать коррупцию: «независимо от занимаемой должности, любое нарушение партийной дисциплины и законов государства будет строго преследоваться по закону, а виновные понесут суровое наказание».
Если внимательно изучить распределение должностей вышеуказанных 55 чиновников-коррупционеров, можно заметить, что среди высших чиновников, снятых с поста и привлеченных к ответственности, имеются не только высокопоставленные кадры из ЦК и государственных органов, но и «местные крупные чиновники»; имеются супервзяточники в военной системе и вредители внутри центральных предприятий, а также сотрудники в контрольно-дисциплинарной системе; нужно расследовать не только деятельность высших чиновников, находящихся на посту, но и чиновников-коррупционеров высокого уровня, которые ушли на пенсию или перешли на менее значительную должность.
Не проявлять ни малейшего снисхождения к «тиграм», но и «мух» не пропускать. Ведь по сравнению с «тиграми», занимающими высокое положение и облеченными властью, хотя «мухи» и имеют невысокие должности, но они олицетворяют собой «коррупцию, паразитирующую на теле простого народа». Только в 2013 г. контрольно-дисциплинарные органы всей страны приняли к рассмотрению более 1,2 млн изобличающих заявлений и жалоб. в итоге, были возбуждены и расследованы дела, по которым в общей сложности подверглись наказанию более 180 тыс. партийных и административных кадров.
Кроме подобных паллиативных мер, ведущих к тому, что чиновники «не осмеливаются стать коррупционерами», одновременно предпринимается целый ряд радикальных мер, в результате которых чиновники «не хотят и не могут стать коррупционерами».
Например, «восемь правил» по улучшению стиля работы уже стали высоковольтной линией, к которой нельзя прикоснуться. 25 августа на собрании постоянного комитета ВК НПКСК секретарь Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины Ван Цишань разъяснил, что в систему зарплаты государственных служащих и систему отчетности вносятся необходимые поправки. Группа, производящая инспекторский осмотр, уже стала совершенным инструментом борьбы с коррупцией. В последние два года ЦК КПК уже четырежды направлял группы, производящие инспекторский осмотр, их деятельность охватила 31 провинцию, район и город центрального подчинения. В таких проинспектированных провинциях, как Шаньси, Цзянси, Гуандун и т.д., многие высшие чиновники сняты с должности и привлечены к суду. Борьба с «голыми чиновниками» в равной степени является силовым мероприятием по «предупреждению коррупции». Так называемые «голые чиновники», супруга или супруг, и дети которых проживают за пределами страны, считаются социальной группой, в которой наблюдается тенденция к увеличению количества коррупционных явлений. Организационный отдел ЦК КПК специально выпустил официальный документ №6 в отношении «голых чиновников» (подробности можно прочитать в №10 нашего журнала за 2014 г.).
По мнению китайских политологов, силовая борьба с коррупцией в последнее время на самом деле является способом активной реформы. Потому что устранение коррупции помогает улучшению экономической структуры и совершенствованию рыночной системы, при этом оно создает условия для дальнейших реформ и развития.
Управлять страной в соответствии с законом
Главной темой 4-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, состоявшегося осенью сего года, было «управление государством на основе права». Это пока первый случай в истории КПК, когда тема пленума связана с правом.
В постановлении 4-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, объемом более десяти тыс. иероглифов, затронуты более 180 конкретных мер реформирования. В настоящем программном документе по управлению Китаем на основе права не только вновь подтверждено уважение правящей партии к Конституции и закону, но и подробно изложены меры по реформированию в области законодательства, правоисполнения, юстиции и соблюдения законов, охватывающие законодательные органы, правительство, судебные органы и все общество, а также воплощена идея управления государством на основе права путем «совместного продвижения».
В течение 30 с лишним лет после начала политики реформ и открытости, верховенство закона служило гарантией реформ и открытости и строительства модернизации в Китае. А многие меры нового этапа углубления реформ затрагивают проблемы на уровне строя и системы, в связи с чем верховенство закона играет еще более важную роль.
В изложении ЦК КПК управление государством на основе закона представляет собой «основной метод государственного управления». Анализируя «модернизацию системы и способности управления государством», сформулированные в докладе 18-го съезда КПК, можно обнаружить, что в дальнейшем политическом развитии Китая правовое управление государством станет важным звеном. Безусловно, всестороннее продвижение правового управления государством является крупным и глубоким системным проектом большой сложности и трудности, эта «базовая стратегия» окажет глубокое систематическое влияние на политику, экономику, культуру и общество Китая.
Создание специальных групп
За последнее время заметные политические изменения в Китае наблюдаются на аппаратном уровне. Межведомственные и межорганизационные специальные группы, гибко выполняющие функцию по комплексному планированию, постоянно попадают в поле зрения людей.
В конце декабря 2013 г. была создана руководящая группа по всестороннему углублению реформ (далее – Группа по реформированию), ее руководитель – генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин (о подробностях см. №2 нашего журнала за 2014 г.). После этого были созданы руководящие группы по всестороннему углублению реформ на провинциальном, городском и уездном уровнях, что привело к формированию вертикальной системы реформ с квалифицированными сотрудниками.
Наряду с Группой по реформированию, внимание также привлекли Комитет государственной безопасности Китая, созданный по решению Политбюро ЦК КПК в то же время, руководящая группа по интернет-безопасности и информатизации, созданная в феврале 2014 г., и руководящая группа по углублению реформы национальной обороны и армии ЦВС КПК, созданная в марте 2014 г. Все эти новые органы на уровне ЦК КПК возглавляет сам Си Цзиньпин.
По мнению экспертов, цель создания таких авторитетных органов на высоком уровне состоит в том, чтобы решить возможные запутанные проблемы, возникающие в ходе углубленного этапа реформы, в том числе проблемы, связанные с интересами государственных органов, местных властей и предприятий. Иными словами, создание новых структур в высшей степени целенаправленно: проблемы, действительно имеющие крайне важное значение, которые не в состоянии решить традиционные структуры, передаются руководящим группам на высоком уровне для эффективного решения.
Например, создание КГБ Китая направлено на устранение обостряющихся угроз безопасности, стоящих перед страной. Круг лиц, входящих в настоящий комитет, охватывает КПК, правительство Китая и армию, что позволяет по максимуму задействовать все возможные силы безопасности; для борьбы с коррупцией в армии и в целях упорядочения армии также могут понадобиться новые авторитетные структуры, которые будут управлять ее ходом.
А ясное осознание проблем и направленность реформы нашли самое заметное воплощение в создании руководящей группы по всестороннему углублению реформ.
Группа была создана в декабре 2013 г., а в январе 2014 г. состоялось первое заседание, на котором были приняты документы по правилам работы группы, ее структуре и т. д. До сих пор, менее чем за год, уже прошло шесть заседаний, на которых обсуждались всеобъемлющие и коренные вопросы, касающиеся реформы: налогово-финансовая реформа, реформа в системе регистрации по месту жительства, судебная реформа, аграрная реформа, научно-техническая реформа, реформа системы вступительных экзаменов в вузы и т. д. Также проходит реформа по отмене различий между городской и сельской пропиской, выбран Шанхай в качестве места экспериментального проведения судебной реформы, регулируется нерациональный, даже завышенный уровень доходов на государственных предприятиях, правительство больше не отвечает непосредственно за конкретные проекты, а несет ответственность главным образом за макроуправление планированием в научно-технической сфере... За спиной всех важных реформ находится данная высшая руководящая группа по реформированию. |
|