Охота на «лис»

    

    

    После того, как Си Цзиньпин был избран высшим руководителем Китая, в стране поднялась небывалая по силе волна борьбы с коррупцией. Лишь в этом году 21 чиновник провинциального и министерского уровней уже были сняты с должности по причине коррупционной деятельности. Под давлением жесткой борьбы с коррупцией многие коррумпированные чиновники Китая как выход выбирают бегство за границу. В этой ситуации китайские антикоррупционные органы быстро распространили свою деятельность за пределы страны и началась грандиозная кампания по преследованию бежавших за рубеж коррупционеров.

 

 

    Пути бегства

 

    28 октября в консалтинговую компанию по делам миграции Мельбурна Австралии позвонили из пров. Гуандун Китая. В телефонном разговоре человек выразил желание как можно скорее оформить инвестиционную эмиграцию, и подчеркнул, что для него деньги не проблема. Хотя человек не раскрыл свою личность, но сотрудник компании понимал, что этот клиент, возможно, замешан в коррупции в Китае.

 

    По словам этого сотрудника, начиная с конца 2012 г., когда в Китае ужесточилась борьба с коррупцией, заметно увеличилось количество подобных звонков, среди них немало звонков от правительственных чиновников разных уровней. «Они обычно звонят под предлогом консультации по вопросам инвестиций. Многие из них – видные люди, хотя этого и нельзя утверждать. При этом многие хотят лишь как можно скорее получить право на вечное проживание, не взирая на то, сколько денег уйдет на это. Кажется, излишне говорить об источнике их богатства внутри страны».

 

    Фактически подобная ситуация случается не только в Австралии, она часто повторяется и во многих других странах. Вслед за постепенным усилением антикоррупционных мер в Китае многие коррумпированные китайские чиновники в целях обеспечения собственной безопасности начали поиск «путей отступления» за границей. Профессор Института юриспруденции Университета «Сянтань» Чжан Юнхун сказал: «США, Канада и Австралия называются в качестве лучшего выбора для убегающих китайских коррупционеров. С одной стороны, это традиционные миграционные страны, которые имеют большую привлекательность из-за качества жизни и уровня образования. С другой стороны, существует еще много недостатков в юридическом сотрудничестве между Китаем и этими странами. Это дает коррупционерам удобный случай».

 

    Чжан Юнхун уже долгое время посвящает борьбе с коррупцией в Китае. Он заметил, что в последние два года количество коррупционеров, оформивших эмиграцию в Австралию, резко увеличилось. Он считает, что это связано с миграционной политикой Австралии. В 2012 г. для привлечения азиатских, особенно китайских богачей, и способствования экономическому развитию страны, Австралия начала реализовать программу, согласно которой если только кто-либо вкладывает 5 млн долларов США в экономику Австралии, тот получает право на вечное проживание в стране. Это предоставляет многим коррупционерам удобный путь для бегства.

 

    Ответственное лицо вышеупомянутой консалтинговой компании по делам миграции засвидетельствовало это. «После традиционного китайского Нового года резко увеличилось количество людей, приехавших из внутренней части Китая. Они привезли с собой в десять раз больше капиталов, чем раньше. Перед тем, как они появляются в Австралии, они заранее переводят огромное количество денег в эту страну посредством перечисления через сянганские или сингапурские компании или с использованием подпольных банковских систем. Эти деньги хлынули на рынок недвижимости, где начало бешено скупаться недвижимое имущество. Цена на землю в центре Мельбурна уже подскочила в 3 раза».

 

 

    Трудности в борьбе с коррупцией

 

    Бегство китайских чиновников, совершивших экономические преступления, началось в конце 80-х гг. прошлого века. Данные, обнародованные Китайским народным банком в 2011 г., показали, что начиная с 90-х гг. прошлого века, убежавшие за рубеж китайские чиновники увезли с собой в общей сложности свыше 800 млрд юаней. Это не только повлекло за собой утечку большого количества денежных средств, но и вызвало трудности в трансграничном преследовании, аресте преступников и возврате нажитого нечестным путем.

 

    Исходя из анализа этих событий, нетрудно выявить общую процедуру бегства коррупционеров: сбор имущества, покупка квартиры за рубежом, перевод капиталов за рубеж, бегство в подходящий момент, задержание за рубежом. С точки зрения уровня убежавших чиновников, постепенно увеличивается количество кадровых руководителей среднего и высшего звеньев. С точки зрения профессии, сравнительно большую часть занимают сотрудники финансовых органов и ответственные лица средних и больших госпредприятий. С точки зрения суммы утекших денег, сумма денежных средств, проходящих по отдельным судебным делам, уже возросла с нескольких десятков тысяч юаней или нескольких сотен тысяч юаней до нескольких десятков миллионов, и даже нескольких сотен миллионов юаней.

 

    Большинство коррупционеров перед бегством обычно поселяют своих родственников или любовницу за границей, и покупают за рубежом недвижимость или автомобили. Чтобы адаптироваться к местной жизни, они, как правило, устраивают своих детей на учебу или работу там, или открывают фирмы для своих родственников. Некоторые коррупционеры от имени государственных учреждений открывают представительство или филиал за рубежом, потом, под предлогом командировок, на законных основаниях они совершают частые поездки за рубеж. Когда они чувствуют, что правоисполнительные органы проявляют к ним интерес, они делают выбор в пользу того, чтобы остаться за рубежом или же напрямую бегут за границу. Например, бывший руководитель Управления по продаже табака пров. Хэнань Цзян Цзифан неожиданно оставил курсы подготовки кадровых работников, на которых он занимался, и тайно сбежал за границу из Шанхая, когда он узнал, что орган по проверке дисциплины, получивший изобличительные материалы о его неблаговидных делах, обратил на него внимание.

 

    Бегство коррупционеров влечет за собой крайне негативные последствия. Но еще более серьезным является то, что в связи с различиями в законах разных стран, коррупционерам создаются условия для бегства за рубеж, переселения из одной страны в другую, и оседания за рубежом, это способствует разрастанию коррупции. «Это отражает несовершенство системы по контролю за выездом чиновников за рубеж, которая не в состоянии эффективно сдерживать бегство коррупционеров за границу», – так сказал профессор Чжан Юнхун. Он также отметил, что для эффективной борьбы с коррупцией необходимо объединение усилий других стран и пресечение путей бегства коррумпированных чиновников из страны.

 

 

    Обновление механизма

 

    В условиях все более частого бегства коррупционеров, китайские контрольные органы ужесточили работу по расследованию. 10 октября министр контроля Китая Хуан Шусянь впервые появился перед публикой в качестве ответственного лица кабинета по расследованию дел сбежавших преступников и возврата взяток рабочей группы ЦК КПК по борьбе с коррупцией. В состав этой группы входят ответственные лица восьми государственных учреждений, в том числе Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, Министерства иностранных дел, Министерства общественной безопасности, Министерства государственной безопасности, Министерства юстиции, Китайского народного банка. Эта рабочая группа была создана в целях содействия расследованию дел коррупционеров, оказавшихся за рубежом, и сокращения жизненного пространства убежавших чиновников с помощью создания динамической базы данных о них и укрепления сотрудничества в правоохранительной сфере с международным сообществом в борьбе с коррупцией.

 

    22 июля Министерство общественной безопасности Китая разработало план операции «Охота на лис–2014», предусматривающий сосредоточение сил на расследовании дел и аресте убежавших за рубеж лиц, подозреваемых в экономических преступлениях. 26 сентября Верховная народная прокуратура решила развернуть рассчитанную на полгода операцию по расследованию дел преступников, совершивших преступления с использованием должностного положения, и возврату взяток в международном масштабе. 10 октября Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, Министерство общественной безопасности и Министерство иностранных дел опубликовали извещение, чтобы стимулировать преступников, подозреваемых в совершении экономических преступлений и убежавших за рубеж, самим явиться в полицию с повинной.

 

    Все эти меры быстро дали эффект. За сто дней после начала акции «Охота на лис–2014» более 40 групп по расследованию дел преступников, оказавшихся за рубежом, арестовали или уговорили 180 скрывшихся за границей и подозреваемых в экономических преступлениях лиц вернуться на Родину, так у 44 из них сумма вовлеченных денег превышала 10 млн юаней на каждого. Правоисполнительные органы составили «особый список», в который включены имена всех сбежавших за рубеж подозреваемых в экономических преступлениях, и разработали отдельные планы разыскных мероприятий. 27 сентября 4 подозреваемых были арестованы в Таиланде и доставлены в страну. Китайская милиция в четвертый раз совершила успешный арест в Таиланде после начала проведения акции «Охота на лис–2014».

 

 

    Международное сотрудничество

 

    Международное сотрудничество безусловно является важнейшим из важных для расследования дел за рубежом. В начале 2014 г. глава Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК Ван Цишань заявил, что в антикоррупционной работе надо «укреплять юридическое взаимодействие и сотрудничество в исполнении законов с соответствующими странами и регионами, наращивать динамику расследования преступлений и возврата нажитого нечестным путем, ни в коем случае не допускать, чтобы коррупционеры остались безнаказанными».

 

    Благодаря многолетним усилиям Китай уже подписал 106 разных договоров о юридическом содействии более чем с 68 странами и регионами. В том числе Китай подписал с 51 страной договоры, включающие в себя статьи об уголовном и юридическом содействии, а с 38 странами подписал договоры об экстрадиции.

 

    В начале октября 2014 г. правительство Австралии заявило, что развернет «беспрецедентное» сотрудничество с китайской милицией. Точнее, в течение ближайших нескольких недель будет контролировать незаконное имущество китайских чиновников в Австралии, которые вовлечены в коррупционные преступления. Исключения не составят даже те, которые уже много лет как получили право на вечное проживание в Австралии. Канада также выразила готовность оказать определенное содействие в этом отношении. Наблюдатели считают, что по мере усиления международного сотрудничества для китайских коррупционеров наступят трудные времена, этот путь бегства из страны будет становиться все недоступнее.

  1. Конкурс китайской каллиграфии твердой ручкой-2014 | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan