Великое путешествие «к югу от облаков» (Часть 1)

 

 

    Провинция Юньнань (на китайском языке буквально означает «к югу от облаков») – это совершенно невероятное место, где привычный Китай смешивается с ярким миром народов Юго-Восточной Азии: по ложке Лаоса, Вьетнама и Бирмы, щепотка Тибета и легкие ароматы Тайланда с Индией, и вот перед нами бурлящий этнический котел. Внутри него – определенные правительством КНР 24 народности (помимо собственно китайцев – ханьцев) с непохожими культурами и традиционным укладом жизни, сохранившимся по сей день. Матриархат, анимизм, древнее пиктографическое письмо, своеобычная одежда, музыка и танцы – чего там только нет, просто рай для исследователей и путешественников. Да еще и изобильная природа с нетронутыми уголками. В общем, концентрация красок и чудес на один квадратный километр в Юньнани просто зашкаливает. Постичь все это за один недолгий визит просто невозможно, да и не нужно. Имеющий глаза да увидит… Десять майских дней галопом по главным достопримечательностям до отказа наполнили нас яркими впечатлениями.

 

Куньмин

 

    «Великое путешествие» началось с новенького китайского плацкарта «Пекин-Куньмин», где мы провели 38 часов. Чем дальше на юго-запад, тем больше Китай походил на те традиционные картинки с горными поливными террасами, буйволами и сосенками на крутых уступах.

 

    Куньмин – провинциальный и туристический центр; перевалочный пункт по пути в глубины Юньнани или в соседние страны. В Куньмине все как в прочих городах Китая. Однако есть в нем какое-то обещание чуда, будто оказываешься в прихожей сказочного замка. Мы не стали надолго задерживаться в этом городе, ведь самое интересное – за его пределами.

 

    Первым делом мы отправились в Западные горы, что находятся примерно в 15 км от Куньмина. Они высятся на западе от огромного озера Дяньчи. Мы отказались от уговоров сердобольных водителей, жаждущих подвезти нас от подножия до вершины (целых 8 километров!), и пошли пешком. По пути можно заглянуть в парки и несколько храмов. Надо сказать, что даже после множества виденных китайских храмов эти несколько произвели на меня сильное впечатление. Очень «настоящие», умиротворяющие, с искусно спланированным пространством... Наконец, мы добрались до вершины и до главной достопримечательности – «Ворот Дракона (кит.: Лунмэнь)». На высоте среди отвесных скал захватывает дух! С уступов грозно взирают каменные святые, прямо в скале вырублены гроты, галереи и павильоны. На узких и крутых каменных тропках едва могут разойтись два человека, а ведь когда-то все это было создано руками людей! Строительство первого грота началось в конце 18 века, работу вели даосские монахи и местные ремесленники. Нынче тут не встретишь монахов, только туристов да горных белок.

 

    Другой день мы целиком посвятили поездке в «Каменный лес (кит.: Шилинь)». Это поистине удивительное природное явление. Давным давно тут было морское дно из мягкого известняка, а около 200 млн лет назад море постепенно превратилось в сушу, известняк размылся и выветрился, превратившись в причудливый лес в натуральную величину. И вот, по «Каменному лесу» проложили дорожки и устроили экскурсии для любопытствующих. На лавочке перед входом рядком сидят экскурсоводы – юноши и девушки народности «и» в национальных одеждах. После непродолжительных «смотрин» мы единодушно выбрали миловидную девушку. Она резво повела нас сквозь лабиринты в скалах, показывая каменные фигуры, увиденные людским воображением, и рассказывая местные поверья. В «Каменном лесу» мы поддались соблазну, который еще не раз настигнет нас вновь – фотографирование в национальных костюмах. За несколько китайских «копеек» можно вообразить себя ийской крестьянкой, ханьской красавицей или много кем еще. Предприимчивые китайцы устраивают эту забаву во многих «горячих» туристических точках. У народа «и» незамужние девушки носят головной убор с «рожками» (такой и у нашего милого экскурсовода). Традиции гласят, что парень не может дотрагиваться до «рожек», если не имеет серьезных намерений в отношении девушки, а иначе ему придется расплатиться за свое необдуманное касание и поработать на отца девушки. Наша девушка «и» спела нам несколько народных песен, которые мы тут же разучили, а потом в свою очередь ответили ей «Подмосковными вечерами». Расставаться было жаль. На прощание она широко улыбнулась и несколько раз повторила, что мы очень «piaoliang», т.е. красивые. Поездка завершилась дегустацией местных сладостей и знаменитого жареного сыра в таверне неподалеку.

 

    Вечером нас ждал спальный автобус до Дали. В подобных специфических китайских автобусах внутри есть спальные места, чтобы отдыхать во время долгих переездов. Только юмор и смех спасли нас от узких коротких кроватей, шумных соседей-китайцев, беспрерывно курящего водителя и прочих «прелестей».

 

 

Дали

 

    В 5 утра мы приехали в Дали, древнюю столицу царств Наньчжао и Дали. Сейчас это небольшой чистенький и тихий город, наводненный уютными гестхаусами и хостелами, в одном из которых мы остановились. Если хотите духа путешествий, непременно останавливайтесь в хостелах! Нигде больше не найти такой непринужденной интернациональной атмосферы для общения. Тут можно поболтать с небритыми бэкпэкерами («люди с рюкзаками») из всех стран мира, посоветоваться, куда съездить и что посмотреть, взять бесплатную карту, зайти в интернет или посидеть в общей гостиной за чашечкой кофе.

 

    Наше знакомство с Дали началось с народности «бай», к которой относится большинство местных жителей. Байцев в ярких национальных костюмах и характерных головных уборах нередко можно встретить прямо на улицах. Хотя в туристических магазинах такая одежда и является своего рода «униформой», однако мы не раз замечали, что люди в Юньнани носят традиционную одежду не для туристов, а для себя, потому что так велят им собственные корни. Народ «бай» строит изящные дома в черно-белых тонах. Оштукатуренные белые стены обычно разрисованы картинами с пейзажами, зверями и благопожеланиями. В большинстве домов есть внутренние дворики с небольшим садиком (в таком доме и расположился наш хостел). В первый же день мы побывали в байской деревне Сичжоу. Туда нас отвез водитель, которого мы наняли на целый день всего за 50 юаней. Сичжоу – древнее поселение, сохранившееся еще со времен Наньчжао. Нынче там активно развивается торговля, и многие предприимчивые байцы родом как раз из Сичжоу. Для осмотра за отдельную плату открыта Резиденция клана Янь – большой дом с просторными квадратными дворами. Внутри устроен туристический аттракцион с экскурсией по дому, представлением, национальными танцами и чаепитием. У народа «бай» есть традиция встречать дорогих гостей особым чаем «с тремя вкусами» («саньдаоча»): церемония состоит из трех чашечек чая, первая на вкус горьковатая, вторая – сладковатая, а третья – пряная и ароматная.

 

    На другой день мы взяли напрокат велосипеды (чаще всего прокат есть прямо в хостеле) и отправились колесить по окрестностям Дали вдоль заливных полей. Там можно вдоволь понаблюдать за крестьянской жизнью и полюбоваться китайскими пасторальными пейзажами. Вскоре мы добрались до трех пагод монастыря «Чуншэнсы», который считается «визитной карточкой» Дали. Главная пагода создавалась еще в 9 веке н.э. во время Наньчжао, она устремляется ввысь почти на 70 м; рядом две пагоды поменьше. Из замаскированных под камни динамиков разносится ублажающая слух музыка. На фоне гор вздымаются карнизы величественных павильонов, чем-то напоминающих пекинский «Гугун». И все сверкает как новенькое, или как искусно состаренное новенькое (подобное же впечатление производит и старый город). Тут китайцы постарались: полуразрушенный землетрясением город и пагоды они возвели заново по точному образу и подобию. Китайские памятники могут не бояться тысячелетий, полных разрушительных перипетий, ведь все будет отстроено заново, и даже лучше прежнего! Другой вопрос: что получится в итоге, реконструкция «старины» или новенькая копия, и как к этому относиться… Единственное несомненно: красота всегда будет красотой.

1   2     

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan