«Морское взаимодействие» Китая и России
22 апреля наступил 6-й день совместных учений военно-морских сил США и Филиппин в акватории Южно-Китайского моря. Именно в этот день в акватории другого моря – Желтого, – вблизи порта Циндао (пров. Шаньдун, Восточный Китай), стартовали другие совместные военные учения, а именно китайско-российские, проходившие под названием «Морское взаимодействие–2012». Это первые совместные учения, в которых ВМС Китая и ВМФ России самостоятельно отработали действия на море. Учения завершились 27 апреля. В течение этих дней – с 22 по 27 апреля – Китай и Россия, направившие для участия в учениях 25 кораблей, 22 самолета и два подразделения спецназа, отработали действия, связанные с совместным конвоированием и противовоздушной обороной, совместным проведением противолодочных, антипиратских и поисково-спасательных операций, а также предоставлением обеспечения военным кораблям.
Представитель МИД КНР Лю Вэйминь заявил, что эти учения нацелены на углубление китайско-российских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства, а также на обеспечение мира и стабильности в АТР и на всей планете.
С китайской стороны в учениях приняли участие 18 кораблей Северного, Восточного и Южного флотов ВМС НОАК, а именно: 5 ракетных эсминцев, включая передовой корабль «Харбин», 5 ракетных фрегатов, включая корабли «Чжоушань» и «Сюйчжоу», выполнявшие конвоирование судов в Аденском заливе, 2 субмарины, 4 ракетных катера, а также суда комплексного обеспечения и госпитальный корабль «Мирный ковчег». В учениях также были задействованы 13 самолетов и 5 палубных вертолетов. Российская сторона направила на учения 7 кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ), включая крейсер «Варяг», большие противолодочные корабли «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц» и три судна обеспечения. «Адмирал Трибуц» прибыл в Циндао прямо из Аденского залива, все остальные корабли выдвинулись 15 апреля из Владивостока и через 6 суток прибыли в порт Циндао.
По сравнению с совместными военными учениями, проходившими 7 лет назад в рамках мероприятий «Мирная миссия–2005», нынешние учения продемонстрировали большой рывок вперед как в плане вооружений, так и в плане масштаба действий. Замглавы НИИ ВМС НОАК Чжан Цзюньшэ сказал, что «учения “Морское взаимодействие–2012” значительно превосходят учения 2005 года и по численности, и по уровню военных кораблей и сил морской пехоты и морского десанта». Направленные ВМС НОАК корабли, такие как миноносец, сторожевые корабли и ракетные эсминцы, представляют собой наиболее передовые силы НОАК; причем, некоторые из них впервые принимали участие в учениях. Российская сторона также направила на учения флагманский корабль ТОФ – крейсер «Варяг». «В ходе учений ВМС Китая и ВМФ России ярко проявили свои реальные способности к ведению морского боя», – считает Чжан Цзюньшэ.
Учения «Морское взаимодействие–2012» проходили в 4 этапа: планирование боя, непосредственно сами учения, смотр военно-морских сил, контакты и обмены. В отличие от «Мирной миссии–2005», ставившей своей целью отработку противодействия нетрадиционным угрозам в области безопасности, в процессе апрельских учений этого года стороны отработали совместные операции в области противодействия как нетрадиционным, так и традиционным угрозам безопасности. Чжан Цзюньшэ считает, что содержание учений «Морское взаимодействие–2012» носило именно оборонительный характер и не предполагало нанесение удара по береговой цели с использованием амфибийных кораблей для переброски десанта морем и высадки его на берег, как это часто происходит во время учений других стран.
Содержание учений отразило высокий уровень стратегического взаимодоверия между двумя странами, так как во время совместных противолодочных и противовоздушных операций стороны продемонстрировали друг другу оборудование, которым оснащены военные корабли, контрольно-командные системы, навигационные радиолокационные станции, радиолокационные системы управления огнем и др. «Противолодочные учения относятся к высоко секретной области, поэтому страны, характеризующиеся не слишком высоким уровнем взаимодоверия, обычно не проводят подобных мероприятий», – сказал корреспонденту Чжан Цзюньшэ. Начиная с 2003 г. ВМС Китая активизировали проведение совместных учений с другими странами. Однако все учения, проходившие до сих пор, были направлены только на отработку действий в области нетрадиционных угроз безопасности. И тот факт, что в программу учений «Морское взаимодействие–2012» были включены операции, связанные с противолодочными и противовоздушными маневрами, говорит о том, что в будущем Китай, возможно, станет проводить подобные учения и с другими странами
Внешний контекст, сопровождавший совместные китайско-российские учения, отразил неуклонное укрепление связей и сотрудничества между ВМС Китая и ВМФ России. В последние годы активизировались контакты между флотом двух стран на высоком уровне. Так, в апреле 2009 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал В.С. Высоцкий прибыл в Китай для участия в многосторонних мероприятиях, приуроченных к 60-летней годовщине образования ВМФ НОАК. В ноябре 2011 г. член Центрального военного совета и командующий ВМС НОАК адмирал У Шэнли нанес официальный визит в Россию. Кроме этого, между сторонами участились контакты между учебными заведениями. Раз в два года происходит обмен визитами между командующими китайского и российского флота; совместные морские учения и маневры получили уверенное развитие. В 2009 г. стороны впервые провели совместные учения по патрулированию в Аденском заливе (от ВМФ РФ в учении принял участие большой противолодочный корабль, а от ВМС КНР – сторожевые корабли).
Замсекретаря Военного научного комитета НОАК генерал Ло Юань отметил: «Очевидно, что совместные китайско-российские учения уже перешли в формат регулярного механизма». По его словам, «это способствует не только повышению уровня армейского строительства, но и углублению взаимодействия между сторонами, упрочению взаимодоверия и повышению прозрачности в военных делах». Китай и Россия продолжат укреплять контакты и сотрудничество и на многосторонней платформе, и по двусторонним каналам, а также будут предпринимать конкретные меры по углублению рационального сотрудничества в области безопасности, включая организацию и проведение совместных военных учений и маневров.
|
|