Визит В. Путина в КНР станет очередной отправной точкой в поступательном развитии российско-китайских отношений Николай Паска, Лю Кай
Государственный визит президента РФ Владимира Путина в Китай станет очередной отправной точкой в поступательном развитии отношений стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами, закрепленных в 2001 году Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Об этом в эксклюзивном интервью корр. Синьхуа заявил заместитель директора Института Дальнего Востока РАН /ИДВ РАН/ Андрей Островский.
Он напомнил, что предыдущий визит В. Путина в КНР состоялся 11- 12 октября 2011 года, когда он занимал пост председателя правительства РФ. В рамках нынешнего визита, намеченного на 5-7 июня, президент России примет также участие в заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/.
Как отметил А. Островский, главной темой переговоров российского президента в Пекине станет состояние и перспективы двусторонней торговли. Он напомнил, что лидеры России и Китая в прошлом году поставили цель увеличения объема торгового оборота до 100 млрд долларов к 2015 году и до 200 млрд долларов к 2020 году. "Поэтому будет логичным подписание ряда соглашений, способствующих выполнению этих задач", -- добавил эксперт.
Говоря о российско-китайском сотрудничестве по международным вопросам, А. Островский отметил, что оно носит регулярный характер: проводятся консультации, в том числе по выработке "взаимной линии в ООН по Корейскому полуострову и по сирийской проблеме". "Несомненно, что эти вопросы получат продолжение и на встрече лидеров двух стран в Пекине", -- предположил эксперт.
Перейдя к теме экономического взаимодействия РФ и КНР, он отметил, что в статье "Россия и меняющийся мир" В. Путин высоко оценил китайский экономический потенциал и высказал идею о целесообразности использования Россией существующих возможностей в интересах развития. В частности, китайский бизнес мог мы участвовать в проектах по модернизации российской экономики при условии создания в РФ надежных гарантий для иностранного бизнеса. Россия также заинтересована в китайских инвестициях, объем которых на сегодняшний день небольшой. Российский бизнес тоже недостаточно активен в отношении Китая.
Одной из причин сложившейся ситуации А. Островский считает "недостаток информации друг о друге, причем особенно ощутима нехватка бизнес-информации". "Не только китайские, но и другие иностранные бизнесмены не раз отмечали, что у них отсутствует информация по российским бизнес-возможностям, и они не знают, чего ожидать". В этой связи необходимо обратить внимание как с российской, так и с китайской стороны на важность расширения возможностей по информированию о потенциальных возможностях бизнеса в обеих странах. "Много ли у нас китайских изданий переводится на русский язык и наоборот, много ли русских источников информации переводятся на китайский?",-- задал он вопрос. И сам же ответил, что их крайне мало, "можно привести лишь считанные примеры, все это -- капля в море".
В продолжение темы А. Островский приветствовал тот факт, что с каждым годом все больше граждан КНР пересекают границу России, как и больше россиян посещают Поднебесную. Причем, по его данным, количество россиян, отправляющихся в Китай, в несколько раз превышает число приезжающих в Россию китайских гостей. "Чем мощнее будут такие встречные потоки, тем лучше: благодаря им больше наших соотечественников знакомятся с Китаем, и больше граждан этой страны узнают Россию. Это свидетельство неуклонного развития наших двусторонних отношений", -- считает эксперт.
По его мнению, нынешняя структура российско-китайской торговли отражает общую структуру внешней торговли РФ. В частности, в ней резко снизилась доля продукции машиностроения. Если 10 лет назад такая продукция в экспорте в КНР составляла 22 процента, то сейчас немногим больше одного процента. В то же время доля китайской продукции машиностроения на российском рынке резко увеличилась -- "где-то до 40 процентов". Если раньше в китайском импорте в Россию преобладали потребительские товары и сельскохозяйственная продукция, то сейчас их доля резко уменьшилась.
Он отметил также, что большой потенциал для российско- китайского взаимодействия существует в рамках ШОС -- организации, которая играет важную роль в решении вопросов региональной безопасности, а также способствует экономическому сотрудничеству между странами-участницами. Для повышения уровня такого сотрудничества и осуществления совместных проектов планируется создание механизма финансирования. Учреждение фонда развития, банка развития ШОС станет ключевым вопросом саммита в Пекине, сказал А. Островский.
В ШОС, основанную в 2001 году, входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ШОС предоставлен Монголии, Ирану, Индии и Пакистану. Беларусь и Шри-Ланка являются партнерами по диалогу ШОС. Председательство определяется между членами организации на основе ротации. С августа 2011 года председательство на один год перешло к Китаю.(Синьхуа)
(2012.6.1) |
|