Нет вариантов – только рост

    

    

    В ходе рабочей встречи, которая состоялась в Секретариате ШОС в Пекине, заведующая редакцией журнала «Китай» Фу Минсинь и редактор Наталия Врубель попросили Генерального секретаря ШОС Д. Ф. Мезенцева ответить на ряд вопросов, связанных с июльским саммитом организации в Уфе.

    Началась наша беседа с неформального обсуждения того, как же все-таки непрост китайский язык. Дело в том, что китайское словосочетание «у-фа» может иметь абсолютно разное значение. Все зависит от того, каким тоном эти два слова будут произнесены: от абсолютно негодного («нет вариантов») до невероятно позитивного («пятикратно разбогатеть»). Кто-то из присутствующих произнес замечательную связку: «нет вариантов, кроме как пятикратно разбогатеть»…

    Предлагаем вниманию читателей эксклюзивное интервью Генерального секретаря ШОС Д. Ф. Мезенцева журналу «Китай».

    

    

    – Дмитрий Федорович, после саммита ШОС в Душанбе Россия получила председательство в организации. Каковы итоги за этот период?

    – На Душанбинском 2014 года саммите организации, важнейшем событии года для ШОС, эстафета председательства перешла от Таджикистана к Российской Федерации. Важно отметить, что тогда же глава государства, президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил принцип российского председательства и особо подчеркнул, что в уже сформированном плане председательства было свыше 100 событий и мероприятий.

    Сейчас, по прошествии определенного времени, на этапе подготовки к саммиту организации в Уфе можно отметить, что все без исключения запланированные мероприятия, которые вошли в согласованный и утвержденный план, исполняются в строгом соответствии с плановым календарем. Важно отметить, что мероприятия плана календаря, деятельность страны-председателя создают необходимые условия для укрепления взаимодействия в рамках приоритетов ШОС, обеспечения региональной безопасности и стабильности, более плотного, развернутого торгово-экономического взаимодействия и сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере.

    В период, прошедший с Душанбинского саммита, еще более укрепилось взаимодействие по широкому кругу вопросов со странами-наблюдателями и партнерами по диалогу. И сегодня мы можем убежденно говорить, что сотрудничество с международными организациями, прежде всего, с теми, с которыми у ШОС есть формализованные отношения, также находятся в состоянии динамизма.

    – Не могли бы Вы привести несколько конкретных примеров такого взаимодействия и сотрудничества?

    – Один из важнейших примеров – последовательное участие представителей стран-наблюдателей и партнеров по диалогу в ряде министерских встреч. Так, впервые в апреле этого года встреча секретарей Советов безопасности стран-членов прошла по формуле 6+5, то есть руководители столь важных государственных структур, которым делегирована высокая ответственность главами государств-наблюдателей, принимали участие в совместной работе в Москве. Показательно, что руководителей Советов безопасности государств-членов и стран-наблюдателей принял президент Российской Федерации В. В. Путин.

    Состоялись также встречи высоких представителей стран Шанхайской «семерки» в рамках 7-го совещания министров транспорта. Хочу отметить, что в этих встречах принимали участие не только министры транспорта и высокие представители, но и все без исключения делегации стран-наблюдателей, в частности Шри-Ланки и Беларуси. По широкому формату прошла встреча министров культуры.

    Особое значение в преддверии саммита имела встреча министров иностранных дел государств-членов ШОС, она проходила под председательством министра иностранных дел России С. В. Лаврова. Совет министров иностранных дел – важнейший институт организации, и его решения накануне саммита имеют особое значение. Были обсуждены проект повестки дня саммита, перечень документов, выносимых к утверждению главами государств, состоялся широкий и доверительный обмен мнениями по ситуации в регионе, о подходах сторон к ряду вопросов международной повестки дня.

    В ближайших планах встречи министров внутренних дел, министров обороны, министров здравоохранения.

    Что касается взаимодействия со странами-наблюдателями, то одним из очень значимых событий после саммита в Душанбе стало принятие в ноябре прошлого года на 69-й сессии Генассамбли ООН содержательной, развернутой резолюции о взаимодействии ООН и ШОС. Документ, по сути, базовый для расширения взаимодействия с ООН, ее подразделениями, программами и фондами. Хочу подчеркнуть, что мы с вами беседуем буквально за несколько дней до начала очередной сессии ЭСКАТО ООН.

    Руководство и сотрудники аппарата комиссии на протяжении ряда лет помогали ШОС при подготовке проекта межправительственного соглашения о создании благоприятных условий для автомобильных перевозок на пространствах организаций. Соглашение было подписано в присутствии глав государств-членов ШОС на Душанбинском саммите. Важно отметить, что этот документ не только создает правовой фундамент и определяет многостороннюю работу по созданию глобальных автомобильных коридоров «Восточный Китай – Западная Европа», но это пример, подтверждающий новую практику для ШОС, когда национально-экономический интерес сторон в правовом поле, в рамках межправительственного соглашения, увязывается с интересами организации в целом. Это важно для взаимодействия в транспортной сфере, для прогнозирования и организации широкого сотрудничества в торгово-экономическом поле. Завершившаяся на днях 7-я встреча министров транспорта в Уфе определила предложения в адрес сторон по сопряжению программ развития автомобильных дорог стран-членов, по сути, громадной работы на пространстве всей организации.

    – Какова повестка дня Уфимского саммита ШОС?

    – На заседании глав государств в июле в Уфе будут подведены итоги председательства Российской Федерации. Ряд вопросов, обязательных к рассмотрению, будут касаться приоритетов дальнейшего развития в рамках ШОС. Главы государств обменяются мнениями по региональным и международным вопросам. Важно отметить, что впервые в повестке дня саммита – утверждение стратегии развития организации до 2025 года. Это важнейший для ШОС документ, по сути, глобальный план философии развития организации на ближайшие 10 лет, своеобразное заявление ШОС на более весомое позиционирование организации в регионе. Это подтверждение готовности к участию в масштабе более, чем вчера в разрешении актуальных вопросов и международной повестки дня.

    Мы предполагаем, что в повестке саммита принятие заявления глав государств членов ШОС в связи с 70-й годовщиной победы над фашизмом во Второй мировой войне, документ, который не только подтвердит позицию государств Шанхайской организации сотрудничества в оценке великого подвига народов в борьбе и победе над нацизмом, но документ также подтверждает недопустимость двоякой трактовки событий великой войны. Это также повод для осмысления подвига народов и, наверное, совместного прогноза, каким должен быть мир в ближайшем будущем. Что соотносится, конечно, с приоритетами организации, которая на протяжении 14 лет последовательно видит своей задачей обеспечение спокойствия, безопасности и стабильности в регионе.

    – Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности антитеррористической структуры ШОС?

    – Приоритетом ШОС в рамках очень тесного взаимодействия сторон является обеспечение региональной безопасности, борьба с «тремя силами зла» (экстремизмом, сепаратизмом, терроризмом), незаконным оборотом наркотиков, оружия, незаконной миграцией. Значительную роль в решении вопросов безопасности имеет антитеррористическая структура ШОС, штаб-квартира которой расположена в Ташкенте. Взаимодействие специальных служб, силовых ведомств государств-членов организации, при определенной координации возможного формата этих усилий Советом и исполкомом РАТС, направлено последовательно на решение задач борьбы с «тремя силами зла», а также незаконным оборотом наркотиков и оружия, незаконной миграцией. Сегодня мы вынуждены признавать, что все более набирает силу кибертерроризм, что также требует от сторон четкого взаимодействия.

    На недавней встрече руководителей служб, отвечающих за борьбу с незаконным оборотом наркотиков, обсуждался вопрос о проведении в следующем году, уже в рамках узбекского председательства, расширенной встречи, где опыт антинаркотических служб стран-наблюдателей должен быть востребован в рамках публичного обсуждения и планов совместной работы.

    Мы полагаем, что в рамках саммита будет подписано соглашение о сотрудничестве государств-членов ШОС по пограничным вопросам. Ожидаем решения о разработке проекта конвенции по борьбе с экстремизмом, заявление глав государств по проблеме наркоугрозы. Полагаем также, что саммит в Уфе примет важное решение по ряду вопросов расширения ШОС.

    – Как конкретно идет работа по процессу расширения ШОС, какие заявки поданы на обретение различных статусов в рамках организации?

    – Известно, что президентами Индии, Ирана и Пакистана ранее подавались заявки с запросом полноправного членства в организации. Надо отметить, что в последнее время внимание к нашей организации, за что мы очень благодарны, готовность взаимодействовать с ШОС в разных форматах проявляют не только ряд стран, но и международных организаций. Сегодня заявки на обретение статусов наблюдателей и партнеров по диалогу подали Республика Беларусь, Азербайджан, Армения, Бангладеш, Непал, Камбоджа, Сирия, Египет, Украина, Республика Мальдивы. С этим связано внимание, которое по инициативе российской стороны уделяется вопросам расширения. Это позволяет определять соответствие заявителя требованиям к стране, готовой войти в состав ШОСовской семьи, и ставить важные, масштабные задачи на ближайшее будущее.

    – Председатель КНР Си Цзиньпин и главы стран ШОС принимали участие в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве. Не могли бы Вы прокомментировать значимость этого события.

    – Торжества, которые прошли в Москве 9 мая этого года, подтвердили, что в Российской Федерации, в странах-членах ШОС, в странах-союзниках с громадным уважением относятся к подвигу народов в борьбе с нацизмом. Мы все были свидетелями того, что торжества были масштабные и очень яркие. Сотни тысяч людей, не только в российской столице, самым искренним, самым сердечным образом почтили память отцов и дедов, о чем говорит и прохождение по главным улицам Москвы и других городов «Бессмертного полка». Участие в юбилейных мероприятиях глав государств-членов ШОС подтверждает, что учет исторического опыта, особо значим сейчас, в очень сложном XXI веке, по влиянию на события, которые должны обеспечить неизменную безопасность и стабильность, в том числе в регионе ШОС. Отмечу, что в юбилейных торжествах в Москве принимали участие председатель КНР Си Цзиньпин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президенты Монголии, Индии, главы государств и правительств, руководители международных организаций разделили вместе с россиянами это торжество.

    – Главным итогом майского визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву стала договоренность о сопряжении проектов Экономического пояса Шелкового пути, Морского шелкового пути XXI века и ЕАЭС. Каково Ваше мнение относительно реализации этого мегапроекта?

    – Между Китаем и Российской Федерацией подписаны документы, которые определят сопряжение проектов развития ЕАЭС и становление Экономического пояса Шелкового пути. Ранее у ШОС был подписан Меморандум о взаимодействии с ЕвразЭС, новая структура формально не стала правопреемником, в этом плане еще предстоит определить формат взаимодействия с ЕАЭС.

    Мы уже не раз обсуждали на экспертных площадках, в рамках министерских встреч и саму концепцию Экономического пояса Шелкового пути, которую представил председатель КНР Си Цзиньпин в ходе его визита в Казахстан в 2013 году, и возможные планы взаимодействия. Проект носит глобальный характер, сегодня даже трудно оценить его масштаб, но концепция принята с большим интересом в странах-членах ШОС. Понятно, что, представление проекта, по сути, стало приглашением руководства к активному участию стран-членов ШОС в реализации этой концепции, что, конечно, потребует очень тщательной, профессиональной, выверенной работы сторон по определению роли и потенциала каждого из участников. Важно не допустить, объединяя усилия, ненужной, контрпродуктивной конкуренции. И, конечно, создание фонда Экономического пояса Шелкового пути, учреждение Азиатского банка инфраструктурных инвестиций – важнейшие условия того, что программа будет иметь механизмы финансового сопровождения и будет успешно реализовываться.

  1. Скоростная железная дорога Хэфэй -- Фучжоу официально сдана в эксплуатацию | В 2014 году качество воздуха отвечало нормам только в 16 китайских городах | Конкурс китайской каллиграфии – 2015 | Вакансия 招聘雇员广告
  2. Copyright © 2009-2010, kntan