Китайское ушу в народе

 

САНЬ ЛЯНЬ

 

 

    Цанчжоу, юго-западная часть провинции Хэбэй, 240 км от Пекина. Стоит глубокая зима, и на улице мороз. Семидесятичетырехлетний Цзян Гочжэн, ушуист (мастер боевых искусств), наследник в шестом поколении мастерства «Танцюань» (Кулачный бой эпохи Тан), изобретателем которого, по преданию, является третий сын Ли Юаня (566–635), основателя династии Тан (618–906),– сидит на кане (отапливаемая лежанка). На старике ватная куртка, которую обычно носят простые крестьяне, и по его внешнему виду не скажешь, что он владеет ушу. Рядом со стариком – три его дочери. Все они невысокого роста (примерно 160 см), однако Цзян обычно с гордостью сообщает, что девушки начали заниматься ушу с детства и теперь любая из них может запросто победить сразу нескольких мужчин... Луч неяркого зимнего солнца сквозь окно освещает карту, висящую на стене. Это «Карта школ боевого искусства и видов кулачного боя, распространенных на территории уезда Наньпи (южная часть Цанчжоу)». Красными точками на карте обозначены стили и направления кулачного боя, а красными треугольниками – училища, где изучают боевые искусства. Карта буквально рдеет от красных помет: «Кулачный бой Наньчан танцюань», «Хоши, Училище кулачного боя Бацзицюань (Кулак восьми пределов)»... Старик Цзян Гочжэн – знаменитый наставник, обучающий приемам кулачного боя «Танцюань» (в стиле эпохи Тан), основного вида боевых искусств, распространенного в этом уезде Центрального Китая; здесь таким ушу занимаются 70–75% всех обучаемых.

 

    Популярность ушу ширится

 

    Трудно представить себе, что в регионе Цанчжоу об ушу знает и говорит почти все местное население. Различные направления ушу, словно семена, упавшие в эту солончаковую почву, несмотря ни на какие препятствия прорастали в этой земле на протяжении многих лет. Дело в том, что здесь часто вспыхивали военные конфликты. Среди 129 зарегистрированных государством видов кулачного боя 52 зародились и стали популярными в Цанчжоу.

 

    Начиная с 5 века до нашей эры (Царство Янь в эпоху Воюющих царств, 475–221гг. до н.э.) и далее, вплоть до времен правления династий Мин (1270–1368) и Цин (1616–1912), здесь в Юяне – районе провинции Хэбэй, в непосредственной близости от Пекина, располагались столицы многих правящих династий. Цанчжоу служил важным регионом столичного округа, и на протяжении многих веков за это место боролись различные войска. Согласно историческим записям, военные сражения здесь имели место при каждой династии, и боевое искусство ушу не только служило целям защиты родных очагов, но давно уже вышло за пределы воинского мастерства, став историческим символом здешних мест.

 

    В Цанчжоу, где живет Цзян Гочжэн, ушу тоже очень популярно. Обучение ведется систематически еще со времен преподавания деда Цзян Гочжэна – Цзян Гуя. Вторая дочь Цзян Гочжэна каждый вечер преподает ушу местным крестьянам. Четыре поколения семьи Цзян на протяжении 100 с лишним лет обучали желающих боевым приемам, и эта традиция была прервана лишь однажды – в период мрачного десятилетия «культурной революции». Цзян Гочжэн сообщил нашему корреспонденту, что в деревне проживают 2400 человек и все, кто моложе 60 лет, учились у него боевым приемам. В наше время ежегодно во второй половине первого дня нового года по традиционному календарю «нунли» в деревне проходят состязания в ушу.

 

    Лю Юнфу, председатель Оргкомитета Фестиваля ушу при Спортивном управлении города Цанчжоу, сообщил, что центры традиционного китайского ушу расположены в трех местах страны: в Путяне (в серединной части побережья провинции Фуцзянь, Южный Китай), в Дэнфэне (центрально-западная часть провинции Хэнань, Центральный Китай) и в Цанчжоу (Северный Китай). Школы в Путяне и Дэнфэне располагаются при монастырях и учитывают религиозные ритуалы Северного и Южного Шаолиня; ушу в Цанчжоу не связано с буддизмом и бережно сохраняется в народе как боевая практика. Стиль у Цанчжоуского ушу просто ураганный, движения резкие, а сила удара очень велика. Население Цанчжоу долгие годы выживало в условиях военных конфликтов, а потому оно поголовно занималось ушу. В мирное время жители возвращались к ведению сельского хозяйства и при этом передавали умение владеть боевым искусством своим соседям.

 

    Преподаватель Яньтайского университета (провинция Шаньдун) Лю Ханьцзе, будучи этнографом, специально изучает Цанчжоуское ушу. «Люди здесь живут мирно, но владеют ушу очень многие крестьяне. – говорит он. – Помимо функции самозащиты и обороны, занятия ушу заполняют собой досуг, и по праздникам ученики охотно демонстрируют свое мастерство».

 

    Цзян Гочжэна и сейчас очень заботит распространение ушу. В 1986 г. его пригласили на работу в качестве тренера-ушуиста при Спортивном управлении уезда Наньпи. Старик тогда за 40 дней объездил на велосипеде более 360 сел и обнаружил, что в 279 из них есть те, кто обучается ушу; общее количество наставников и учащихся превышает 3000 человек; среди них насчитывается 80 с лишним опытных мастеров кулачного боя. Цзян Гочжэн прикинул тогда, что «реальное число ушуистов куда больше», поскольку что все цифры были получены им в культурных центрах разных деревень, а ведь существовали и неучтенные, незарегистрированные любители ушу, о которых ему было неизвестно. Согласно обследованию, проведенному Лю Ханьцзе, в наши дни на территории Цанчжоу общее число обучающихся ушу составляет сотни тысяч, а это 4, 002% всего населения.

 

    Кому понадобилось ушу?

 

    В военных конфликтах эпохи распространения холодного оружия ушу имело решающее значение для оказания физического сопротивления, что и понятно. Однако зачем учиться ушу в мирное время, и кому нужно такое количество ушуистов?

 

    Наш корреспондент задался этим вопросом, изучая стиль кулачного боя «Юймэнь», распространенный в провинции Сычуань. В основе этого стиля лежит так называемый «Уциньси (Игры пяти животных)». По преданию, этот стиль разработал знаменитый врач Хуа То, живший в поздний период правления династии Восточная Хань (25–220); он наблюдал за повадками и движениями тигра, оленя, медведя, обезьяны и журавля. И в сельских местностях Северо-Восточного Китая, и в провинции Сычуань пытаются найти ответы на два вопроса: Почему люди занимаются ушу? Зачем им это нужно? Как-то наставник кулачного боя «Юймэнь» Дин Яотин рассказал такую историю. «Уезд Дачжоу провинции Сычуань исторически был местом проживания самых разных слоев и категорий населения. Места тут были небезопасные. Дело было в 80-х годах прошлого века. Мы со старшим сыном поехали в Дачжоу на велосипеде. Уже ближе к вечеру неподалеку от уездного спортзала нас внезапно окружили человек шесть или семь и потребовали отдать им деньги. Мы с сыном встали спина к спине, и я одной рукой поднял велосипед. Хулиганы увидели, что я сильный, и не решились на ограбление. Я громко крикнул, что моя фамилия Дин, хотел, чтобы они хоть поспрашивали людей, кто я такой. Они тут же ушли...».

 

    В рассказе мастера-ушуиста мы не услышали о том, как были наказаны хулиганы. Они не успели пострадать от руки мастера, поскольку разбежались, поняв, что перед ними сильный человек, который готов постоять за себя. Однако, видимо, в этом и состоит практический смысл владениями боевыми приемами в сельских районах.

 

    Однако сводить функцию ушу только к устрашению было бы абсолютно неправильным. По словам Дин Яотина, самое главное, за что он благодарен ушу, так это здоровье. В детстве он болел рахитом, ходить не мог, только ползал, опираясь на руки. Мальчик был очень слабеньким и страдал от своей немощи. Настоящая перемена произошла только после того, как он начал заниматься ушу. «Я занялся кулачным боем “Юймэнь” и постепенно сумел встать на ноги, а затем смог трижды в день приносить для своего учителя по 2 ведра воды». Поначалу Дин Яотин носил воду в двух ведрах на коромысле, а затем, когда руки у него стали сильными он нес ведра на вытянутых и разведенных в стороны руках; ежедневно он бегом доставлял воду, делая 18 пробежек в день».

 

    В тренировочном зале училища, в котором преподает Дин, выставлены орудия и спортивные снаряды для тренировки приемов кулачного боя «Юймэнь». В помещении установлен деревянный столб с шестью отходящими от него «рогами», расположенными на разных уровнях. Этот спортивный снаряд предназначен для физической тренировки: верхняя часть столба рассчитана на тренировку реакции рук и глаз, а нижняя служит для отработки ловкости движений тела и умения уворачиваться, будучи загнанным в узкое пространство. Мы увидели 17-летнего паренька, вежливого и с открытым лицом, он как раз тренировался, и Дин Яотин рассказал, что этот ученик из очень обеспеченной семьи был очень избалованным мальчиком и любил ввязываться в драки. В деревнях часто с помощью ушу перевоспитывают непослушных и упрямых детей. «Ко мне многих мальчиков приводят, и они постепенно исправляются», – сообщил Дин.

 

    Может быть, для мирного сосуществования сельчан легенды и предания о мастерах ушу не так уж и важны, зато авторитет мастера-ушуиста играет существенную роль в мирной и спокойной жизни села. Кроме того, в сельском Китая пока еще ощущается нехватка лекарств, и ушу тут просто незаменимо, поскольку служит закалке ослабленного организма. Владение боевыми приемами служит и при улаживании конфликтов, и мастер боевых искусств легко может выступить примирителем, ведь он не только владеет «легендарными» ушуистскими приемами, но и наделен житейской мудростью и выдержкой.

 

    Дин Яотин рассказал о таком случае: «Однажды ко мне пришел человек и вручил мне 200 тыс. юаней, чтобы я отсек руку его врагу. Я взял деньги и пригласил обе враждующие стороны, а затем на глазах у них вернул деньги тому, кто “заказал” своего врага. В конце концов удалось уговорить их обоих пойти на мировую. Это называется “перековать мечи на орала”».

 

    В истории распространения ушу среди простого народа важны не количество мастеров и не предания об их подвигах, а авторитет этих людей и философия, которую они исповедуют и пропагандируют. Такие истины, как «Щади человека насколько это возможно», «Перековать мечи на орала», «Отступи на шаг, и ты увидишь глубокое море и бездонное небо», отображают мудрость выживания и служат гармоничному сосуществованию сельчан. В селах сегодняшнего Юго-Западного Китая миссия ушуистов достаточно велика и почетна.

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan