Ограниченность результатов климатических переговоров
Адансония пальчатая, или баобаб (лат. Adansonia digitata) – вид деревьев, характерных для сухих саванн тропической Африки. Из-за пристрастия к ним обезьян баобаб прозвали «обезьяньим хлебным деревом». Баобаб считаться мифическим деревом, обладающим большей жизнеспособностью; даже если его поджечь или содрать кору, то он быстро восстанавливается и пускает новые корни.
Приходится признать, что баобаб, изображенный на логотипе Дурбанской конференции, будто бы предупредил результаты переговоров по проблеме климатических изменений. На конференции представители, пытаясь во что бы то ни стало отстоять свои интересы, выразили надежды и обнажили разочарования. В результате, обсуждение проблем на переговорах продвигалось с большим «скрипом», и стороны с трудом смогли достичь финального соглашения.
11 декабря 2011 г. после напряженных прений в Дурбане, в конце концов, завершилась 17-я конференция Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) и 7-я встреча сторон Киотского протокола (COP7). Участники конференции подписали резолюции, касающиеся обязательств второго периода по Киотскому протоколу, «Зеленого климатического фонда» и Программы действий, направленных на долгосрочное совместное сотрудничество.
Нерешенные вопросы
Данные резолюции в основном удовлетворили ожидания развивающихся стран в области борьбы с изменением климата, а точнее, утвердили документ, подтверждающий обязательства второго периода по Киотскому протоколу и создание «Зеленого климатического фонда».
На ежегодной конференции по глобальному изменению климата Киотский протокол неизменно находится в центре внимания. Протокол, подписанный в 1997 г. и вступивший в силу только в 2005 г., стал первым обладающим юридической силой соглашением в истории человечества о сокращении углеродных выбросов. Протокол предусматривает количественные обязательства разных стран (в основном, развитых) по ограничению сокращения вредных выбросов в атмосферу в период с 1 января 2008 по 31 декабря 2012 г. Цель ограничений заявлена как снижение – по сравнению с уровнем 1990 г. – в течение указанного периода совокупного уровня выбросов на 5,2%.
Обсуждение и формулировка обязательств второго периода, предусмотренных Киотским протоколом, стали ключевым пунктом повестки дня очередной конференции, которая на сей раз проходила в Дурбане. Как известно, главная причина «парникового эффекта» кроется в чрезмерных объемах выброса углеродных газов, которыми бездумно злоупотребляли развитые страны в эпоху индустриализации. В связи с тем, что в Киотском протоколе провозглашается принцип «общей, но дифференцированной ответственности», развитые страны должны нести количественные обязательства по сокращению выбросов, а развивающиеся страны могут сокращать выбросы по своей инициативе, исходя из реальных возможностей и конкретных ситуаций. Можно сказать, Киотский протокол стал «обручем», который словно насильно надели на головы развитых стран. В 2001 г. США вышли из Киотского протокола, а 13 декабря 2011 г., т.е. через день после завершения Дурбанской конференции, о выходе из Протокола объявила и Канада.
Если говорить объективно, то на Дурбанской конференции были достигнуты очень ограниченные результаты. Хотя и было принята резолюция об обязательствах второго периода, однако такие ведущие промышленные страны, как США и Канада, уже не связаны обязательствами Киотского протокола, а Россия и Япония отказались участвовать во втором этапе реализации Протокола. Все это говорит о том, что эффективность и обязательная сила Киотского протокола ослабевают. Конкретный объем сокращения выбросов развитыми странами в течение второго периода стороны обсудят на очередном раунде климатических переговоров в Катаре в конце 2012 г. Как повернется ситуация в конце года, загадывать пока сложно.
Хотя некоторые развитые страны уже выделили средства для «Зеленого климатического фонда», о создании и начале работы которого было объявлено во время Дурбанской конференции, объем взносов в фонд пока не значителен, особенно учитывая тот факт, что развитые страны обещали выделить фонду 100 млрд долларов США. Кроме того, по-прежнему нерешенными остаются вопросы управления, функционирования и распределения средств упомянутого фонда.
Китай в действии
В последние годы на климатических конференциях почти все государства обсуждают Китай. Данная тенденция выявилась еще зримее после того, как в прошлом году британская газета «The Guardian» назвала Китай «мировым лидером по количеству углеродных выбросов». Некоторые страны при этом сознательно игнорируют последний доклад британской аналитической компании по оценке глобальных рисков «Maplecroft», который содержит список главных стран-загрязнителей атмосферы углекислым газом. Лидерами рейтинга стали ОАЕ, Австралия и США, а Китай по совокупному уровню эмиссии выбросов углекислого газа и выбросов на душу населения за период с 1900 по 2006 г. занял только 26-е место.
На проходившей в Дурбане конференции развитые страны требовали от Китая обязательства сократить выбросы и выделить средства, а представители развивающихся стран в своих выступлениях говорили о том, что планируют наладить сотрудничество с Китаем, обменяться опытом и выработать совместную позицию. Все это подтверждает то, что Китай сыграл значительную и важную роль на данной конференции. Продемонстрированные китайской делегацией гибкая политика и готовность пойти на умеренный компромисс способствовали достижению определенных результатов обсужения.
В развитых странах объемы углеродных выбросов достигли самого высокого уровня по мере промышленного развития этих стран и приближения показателя ВВП на душу населения к отметке в 40 тыс. долларов США, после чего эти объемы стали постепенно снижаться. Китай, в свою очередь, не дожидаясь, пока ВВП на душу населения достигнет 40 тыс. долларов, уже предпринял ряд существенных мер по экономии энергоносителей и сокращению вредных выбросов. Будучи развивающейся страной, Китай обладает преимуществом «запоздалого развития», и потому может избежать многих ошибок развитых стран. В 2009 г. китайское правительство поставило цель снизить к 2020 г. количество углеродных выбросов на единицу ВВП на 40–45% по сравнению с 2005 г. По статистике Департамента по делам изменения климата при Государственном комитете КНР по делам развития и реформ, в течение 11-й «пятилетки» (2006–2011 гг.) Китай сократил объем энергозатрат на единицу ВВП приблизительно на 20%, а выбросы двуокиси углерода в стране снизились на 1,5 млрд т.
Концепция охраны окружающей среды и «зеленой» экономики распространяется в Китае не только среди руководителей страны, но и среди простых людей. В настоящее время китайцы уже привыкли к двусторонней печати, не используют одноразовые бумажные стаканчики и выключают монитор сразу же после завершения работы. Даже премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, призвавший в свое время к «низкоуглеродному» образу жизни, обратился к населению с просьбой не устанавливать летом температуру кондиционера ниже 26℃.
В настоящее время многие китайцы проявляют активность в участии в различных мероприятиях по охране окружающей среды. Наверное, именно поэтому глава китайской делегации на Дурбанской конференции Се Чжэньхуа смело раскритиковал пассивное отношение западных стран к охране окружающей среды и изменению климата: «Некоторые страны, дав определенные обещания, так и не выполнили их. Они продолжают разглагольствовать о решимости сократить вредные выбросы, но, на самом деле, так и не предприняли никаких реальных действий. Эти страны неоднократно заявляли, что предоставят развивающимся странам средства и технологии для борьбы с климатическими изменениями, но так и остались в стороне. Мы слышим эти обещания уже на протяжении 20 лет, и они так и не были претворены в жизнь. Китай – развивающаяся страна, нам нужно развиваться, покончить с бедностью и воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Мы уже сделали все, что должны были сделать, а они так ничего и не сделали. Разве у них есть право критиковать нас?» Речь китайского представителя вызвала бурные и продолжительные аплодисменты.
Перспективы конференции по климату
«Трагедию общинных владений» еще раз подтвердили результаты переговоров на Дурбанской конференции. По проблеме климата трудно достичь единого мнения, но если каждая страна будет учитывать только свои интересы, то человечеству грозит вымирание. И хотя представители разных стран не пошли ни на какие уступки, по крайней мере, механизм переговоров установлен и функционирует. Уже это говорит о том, что у стран есть желание сесть за стол переговоров и сократить выбросы. Страны ЕС, малые островные государства и наименее развитые страны хотят, чтобы ведущие промышленные страны, такие как США, Китай и Индия, в области сокращения вредных выбросов были связаны обязательной юридической силой, вот почему целью дальнейших переговоров должно стать заключение всеми сторонами международного обладающее обязательной юридической силой совместного соглашения о сокращении вредных выбросов.
|
|