Во имя роста экономики
Ю ШАНЬШАНЬ
Вечером 30 ноября 2011 г. по пекинскому времени Народный банк Китая (Центробанк Китая) официально объявил о том, что начиная с 5 декабря 2011 г. ставка резервного депозита снизится на 0,5%. За последние три года Центробанк Китая впервые решил понизить ставку резервного депозита, поэтому данное решение сразу же привлекло пристальное внимание общественности.
С начала 2010 г. Центробанк Китая 13 раз подряд поднимал ставку резервного депозита, в результате чего ставка достигла самого высокого в истории показателя – 21,5%. Все принятые на то время правительством меры (в том числе и увеличение процентных ставок) были направлены на ужесточение контроля за избыточными оборотными средствами и сдерживание тенденции инфляции.
В тот же день, в первой половине дня 30 ноября 2011 г. (т.е. вечером 30 ноября по пекинскому времени), Федеральная резервная система (ФРС) США сделала следующее заявление: вместе с Банком Канады, Банком Англии, Банком Японии, Европейским центральным банком и Национальным банком Швейцарии ФРС готовится приступить к совместным координационным действиям, направленным на увеличение оборотных средств с целью стабилизации мировой финансовой системы. Как подчеркнула ФРС, данное решение направлено на смягчение финансового прессинга семей и предприятий, на плечи которых тяжелым бременем лег дефицит оборотных средств; это решение поможет стимулировать восстановление экономики и ускорить темпы восстановления.
Данный совместный шаг свидетельствует о том, что как развитые экономические субъекты, так и Китай уделяют большее внимание обеспечению роста экономики, и задача поддержания экономического роста вновь стала занимать центральное место в разрабатываемых правительствами макроэкономических политиках.
Чтобы противодействовать глобальному финансовому кризису, китайское правительство начиная с 2008 г. в течение двух лет осуществляло свободную монетарную политику и активную финансовую политику. На самом же деле, «свободная монетарная политика» в процессе реализации неожиданно превратилась в «чрезмерно свободную», а план стимулирования внутреннего потребления на общую сумму 4 трлн юаней и крупномасштабное кредитование в астрономических размерах (на общую сумму 10 трлн юаней), к которым прибегло китайское правительство, дали толчок к резкому всплеску инфляции; причем, в середине 2011 г. инфляция поставила новый рекорд, достигнув 6,5%. Поэтому начиная с октября 2010 г. Центробанк Китая 5 раз увеличивал процентные ставки и 9 раз поднимал ставку резервного депозита, в результате чего во главу угла было поставлено именно «ужесточение».
Несмотря на то что за первые 10 месяцев 2011 г. в городах и поселках городского типа страны объем инвестиций в основные активы увеличился на 24,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, по словам заместителя главы Китайского научного общества по изучению макроэкономики Ван Цзяня, только объем инвестиций, вложенных в строительство объектов, отражает реальный инвестиционный спрос. По данным Государственного статистического управления КНР, с января по октябрь 2011 г. общий объем инвестиций в реализацию объектов увеличился всего на 19,8% по сравнению с тем же периодом 2010 г., что, как очевидно, свидетельствует о значительном замедлении темпов роста.
Согласно подсчетам Ван Цзяня, за первые 10 месяцев 2011 г. объем экспорта Китая увеличился на 22%, однако, за вычетом индекса роста цен (9,9%) и индекса ревальвации валютного курса «жэньминби» (4,6%) реальный рост экспорта составил всего 6%, что значительно ниже роста ВВП за первые три квартала 2011 г. (9,3%), т.е. экспорт уже больше не вносит значимый вклад в рост ВВП.
Одновременно с этим обострился создаваемый инфляцией прессинг на потребителей; так как в индексе потребительских цен доля продуктов питания занимает доминирующее положение, наметился риск снижения доходов крестьян. Рост промышленности также оставляет желать лучшего. Проанализировав все вышеперечисленные факторы, экономист фондовой компании «Ецунь» Чжан Чживэй отметил, что с сентября по ноябрь ежемесячный рост прибыли промышленных предприятий составил соответственно 21%, 6,5% и 2,5%, что говорит о значительном снижении доходности предприятий.
Примечательно, что во втором полугодии 2011 г. в ходе макроэкономической деятельности Китая наблюдался значительный спад многих макроэкономических показателей, в том числе индекса потребительских цен, индекса деловой активности, рентабельности промышленных предприятий, темпов роста капиталовложений и роста экспорта. Все это говорит о том, что в 2012 г. экономика Китая окажется перед риском существенного спада.
На фоне некоторого застоя в отечественной экономике и вялого процесса восстановления мировой экономики задача «обеспечения роста экономики» снова оказалась в фокусе внимания китайского правительства, разрабатывающего «посткризисную» макроэкономическую политику в стране.
С 12 по 14 декабря 2011 г. в Пекине прошло Центральное рабочее совещание по проблемам экономики за 2011 г., на котором были подведены важные итоги прошедшего года и утверждены основные задачи в экономической сфере на 2012 г. В новой макроэкономической политике на 2012 г. сделан упор на обеспечение роста экономики. Это говорит о том, что правительство осознало серьезность последствий резкого снижения темпов роста экономики и внесло необходимые коррективы во имя обеспечения устойчивого развития.
|
|