Если Транс-Тихоокеанское партнерство (TТП) охватит большинство азиатских и тихоокеанских стран и регионов, то перед Китаем, выступающим важным экономическим субъектом Азиатско-Тихоокеанского региона, встанет непростой выбор. Перед аналогичной дилеммой окажется и Россия. Что же выберет Китай? И не произойдет ли так, что меры, предпринятые Китаем в ответ на ТТП, в некотором смысле смогут оказать России большое подспорье?
TТП: сложный выбор
ВАН ТЯНЬЛУН
Еще несколько месяцев назад многие даже не знали, что скрывается за аббревиатурой «TТП», но на 19-м саммите глав АТЭС, прошедшем в ноябре 2011 г., США с помпой заявили о продвижении формирования Транс-Тихоокеанского партнерства (сокращенно: ТТП), т.е. создания обширной зоны свободной торговли в регионе Тихого океана. Хотя ТТП не являлось официальной темой обсуждений на данном саммите, эта инициатива привлекла к себе достаточно большое внимание, так как ее выдвинули сами США. Китай, выступающий важным членом Азиатско-Тихоокеанского региона и одним из самых быстро развивающихся экономических субъектов мира, был как будто оставлен не у дел: по словам помощника Министра коммерции КНР Юй Цзяньхуа, на данный момент Китай до сих пор так и не получил приглашения присоединиться к ТТП ни от одной из стран или организаций.
В чем же заключается стратегическая цель США, так громко продвигающих формирование ТТП? Как должна реагировать на это КНР?
Стратегический план США
ТТП изначально представляло собой соглашение о многосторонней свободной торговле, подписанное в рамках АТЭС в 2005 г. Сингапуром, Новой Зеландией, Чили и Брунеем, и на начальном этапе оставалось в тени общественного внимания. Но после того как Барак Обама вступил на пост президента, США объявили о своем «возвращении в Азию», и одним из конкретных шагов в этом направлении как раз стало вступление в ТТП и выдвижение предложения о повышении уровня ТТП до «торговых правил 21 века». Вслед за этим к партнерству присоединились Австралия, Малайзия, Перу и Вьетнам, после чего число членов организации достигло 9. Если включить Японию, которая недавно заявила о вступлении в ТТП, то суммарный ВВП этой организации уже достиг 22,3 трлн долларов США, что составляет 35,5% от общемирового ВВП. Соответственно, после официального присоединения Японии ТТП станет соглашением о наиболее обширной зоне свободной торговли во всем мире.
С точки зрения стратегии, тот факт, что США усиленно продвигают ТТП, обусловлен глобальным стратегическим планом восстановления американского влияния в азиатском регионе и необходимостью ослабить влиятельность таких крупных держав этого региона, как Китай, РК и Япония. В последние годы интенсивно развивается региональное торгово-экономическое сотрудничество, формируются важные механизмы взаимодействия, среди которых «10+1» и «10+3». Роль Китая, являющегося ключевым движителем региональной экономики, в области обеспечения экономического роста всей Азии постоянно усиливается, поэтому вокруг Поднебесной быстрыми темпами консолидируются экономические субъекты региона.
США на протяжении долгого времени не имели возможности уделять Востоку должное внимание из-за антитеррористической борьбы и войны в Афганистане. Учитывая, что в области торгово-экономического сотрудничества в рамках АТР их влияние стало все более нивелироваться, США осознали, что больше не занимают лидирующие позиции ни в АТЭС, ни в азиатских зонах свободной торговли.
Чтобы изменить такую безрадостную ситуацию, США стали рассматривать ТТП в качестве прорывной точки для усиления своего влияния в Азии и потому стали усиленно продвигать данное партнерство на международной арене. И теперь правительство Б. Обамы намерено создать новый механизм торгово-экономического сотрудничества, в котором США гарантированно отведено ведущее место, рассчитывая, что он придет на смену существующему ныне многостороннему торговому механизму. Как полагает директор Института международной экономики имени Петерсона Фред Бергстен, «усиление вмешательства США в дела Азиатско-Тихоокеанского региона чрезвычайно важно для обеспечения экономических и дипломатических интересов американского правительства, и ТТП является наилучшим каналом для реализации упомянутых целей».
С экономической точки зрения, содействуя продвижению ТТП, США гарантируют свое место в азиатско-тихоокеанской экономике. Лично для Б. Обамы, ТТП послужит важной стратегической опорой в процессе реализации плана по увеличению американского экспорта вдвое. Кроме того, посредством руководства переговорным процессом и выбора тем обсуждения на соответствующих встречах в рамках ТТП США получат возможность разработать и внедрить благоприятные для себя торговые правила, в особенности в сферах индустрии услуг, энергетической отрасли и охраны окружающей среды, что сделает это партнерство чрезвычайно выгодным для американского правительства.
Трудности, с которыми сталкивается Китай
Не нужно быть специалистом, чтобы осознать растущую притягательность и влиятельность ТТП. Главная причина этого заключается в том, что американский рынок большой и достаточно открытый, поэтому он вызывает естественный интерес со стороны многих стран и районов АТР. У этих стран и районов также налицо потребность максимально расширить масштабы торговли с США в целях развития собственных экономик.
США активно «завлекают» соответствующие страны, играя на их интересах, и приглашают их присоединиться к ТТП, особенно делая акцент на участии в партнерстве Филиппин и других стран Юго-Восточной Азии. Учитывая специфику корейско-американских отношений, РК, скорее всего, тоже вступит в ТТП. Поэтому благодаря инициативам и призывам США партнерство вполне может расшириться, что позволит странам-участницам достичь более широкого рамочного соглашения.
В этом случае ТТП может нанести серьезный удар по региональному экономическому сотрудничеству стран Восточной Азии. Так, например, Китай сейчас проводит переговоры по соглашению о зоне свободной торговли с Японией и РК. Однако подобное соглашение, заключенное между РК и США, еще в октябре было одобрено Конгрессом США и вступило в действие. Если Япония также станет членом ТТП, то она, скорее всего, больше не будет гореть большим желанием подписывать соглашение о свободной торговле с Китаем, а даже если и продолжит переговоры, то наверняка потребует для себя больших выгод и вынудит китайскую сторону пойти на дальнейшие уступки. Для Китая ТТП представляет потенциальную опасность. В связи с тем что Япония, РК и США активно общаются друг с другом по поводу вступления в ТТП, и их позиции постоянно колеблются и содержат множество неопределенных факторов, это может в достаточно сильной мере воспрепятствовать и даже нанести урон переговорам о создании зоны свободной торговли между Китаем, Японией и РК.
Помимо этого, тесные экономические связи могут послужить толчком к изменениям в политических и военных отношений. США, в большой вероятности, воспользуются рамками ТТП для объединения вокруг себя как можно большего количества стран Юго-Восточной Азии, чтобы влиять на их экономики и даже осуществлять вмешательство в их политические дела в целях сдерживания стремительного развития Китая. Также нельзя забывать и о том, что некоторые государства, помимо всего прочего, готовы в любой момент прибегнуть к политике «союза с дальними странами ради нападения на соседние», чтобы посредством ТТП и «возвращения США в Азию» воткнуть палки в колеса развивающегося Китая.
Следует особо подчеркнуть, что к настоящему времени ни одна страна или организация до сих пор так и не направила Китаю официального приглашения присоединиться к ТТП. Если Китай заявит о вступлении в ТТП уже после завершения соответствующих переговоров и официального запуска механизма партнерства, то в такой ситуации он окажется в зависимом положении и будет вынужден принять ряд требований, навязанных ему США.
Ответные меры Китая
Принимая во внимание активные шаги США по продвижению партнерства, Китай должен заранее подготовиться к возможному ходу развития событий, включая разработку предварительного плана действий.
Пока ТТП находится на этапе переговоров, у Китая есть время решить для себя вопрос: вступать или не вступать в ТТП. Ведь став членом ТТП, Китай сможет в дальнейшем продвигать либерализацию торговли, но уже в рамках партнерства. Также можно обдумать возможность развертывания более глубокого сотрудничества с США, принять роль США в азиатской экономике, с помощью США открыть рынок стран и районов АТР, объединить все действующие соглашения о свободной торговле в одно, снизить себестоимость сделок в рамках региональной торговли и благодаря этому добиться более выгодных условий для китайских экспортных предприятий на международном рынке.
Кроме того, Китай должен заранее подготовить план действий в области рабочей силы и стандартов качества окружающей среды. США намерены сделать ТТП образцовой моделью торговых соглашений 21-го века, чтобы тем самым играть ведущую роль в разработке правил глобальной торговли в новый период, причем, главными темами обсуждений выступают как раз стандарты в области рабочей силы и экологические нормативы. В недалеком будущем Китаю предстоит столкнуться лицом к лицу с вызовами, принесенными этими стандартами, поэтому правительству стоит заранее подготовить пакет мер и сыграть необходимую роль в разработке соответствующих стандартов и нормативов в рамках Международной организации труда и построения «зеленого мира», с тем, чтобы защитить свои интересы.
Главная причина, по которой США так активно продвигают ТТП, заключается в том, что они хотят полностью проявить преимущества сильных отечественных отраслей в новых торговых рамках, в особенности отрасли «зеленого» производства и современной индустрии услуг. Таким образом, в будущем «зеленые» стандарты качества окружающей среды и ускорение либерализации современной индустрии услуг может стать важным содержанием переговоров ТПП. Китай должен как можно раньше разработать план индустриального развития и повысить уровень современной индустрии услуг, для того чтобы создать прочную промышленную опору для грядущих торговых стратегических дискуссий в регионе.
Автор – Ван Тяньлун, младший научный сотрудник Китайского центра международного экономического обмена |