АБИИ и большие надежды Азии

    

    

    На первый взгляд, может показаться, что все произошло слишком быстро. В октябре прошлого года 21 страна во главе с Китаем приняла решение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, и спустя всего несколько месяцев идею создания нового банка широко поддержали и одобрили многие страны и международные организации. К 15 апреля 57 государств пяти континентов, включая развитые страны, а также с быстро развивающимися экономиками, заявили о желании стать странами-учредителями АБИИ. Это на сегодняшний день 37 стран Азии и 20 стран других регионов.

    Он жизненно необходим

    Китай выдвинул инициативу по созданию АБИИ в 2013 году, после чего ряд западных стран стали высказывать сомнения относительно правомерности создания этого института, заподозрив Китай в намерении бросить вызов существующему международному финансовому порядку. Главный представитель Китая на переговорах по вступлению в ВТО Лун Юнту в ответ на это отметил, что Китай воспринял как вполне нормальную реакцию со стороны Запада, но инициатива выдвинута вовсе не для того, чтобы бросить вызов международной финансовой системе или начать строить ее заново. Главная причина в том, что инфраструктура стран Азии уже заметно отстает от передового современного уровня. Как подчеркнул Лун Юнту, одна из причин впечатляющего успеха Китая заключается в том, что в последние годы страна уделяет все большее внимание развитию инфраструктуры. Это позволило Китаю накопить весомый опыт, который очень пригодился в развитии промышленности и создании современной, эффективной транспортной сети, а также логистической системы.

    По предварительным подсчетам Азиатского банка развития, с 2010-го по 2020 год странам Азии для поддержания сегодняшнего уровня экономического развития необходимо будет вложить во внутреннюю инфраструктуру минимум 8 трлн долларов США. А их ежегодная потребность в инвестициях составляет 800 млрд долларов. Только для развития инфраструктуры в Индии в ближайшие несколько лет потребуется один триллион долларов. Из суммарных 8 трлн долларов 68% пойдут на строительство новых инфраструктурных объектов, 32% – на ремонт и обслуживание уже имеющейся инфраструктуры.

    Сегодняшние международные финансовые институты не могут предоставить финансирование в таких масштабах. Так, капитал Азиатского банка развития составляет около 160 млрд долларов США, а Всемирного банка – 223 млрд долларов США. В среднем эти два банка ежегодно могут предоставлять странам Азии не более 20 млрд долларов. Из-за стесненности в средствах не получает должного финансирования строительство железнодорожных и автомагистралей, мостов, морских, речных и аэропортов, объектов связи. При этом недостаточно развитый уровень инфраструктуры тормозит экономическое развитие региона. Как отметил президент Мьянмы Тейн Сейна, страна сталкивается со множеством вызовов, остро нуждаясь в эффективной взаимосвязанности и режиме взаимного благоприятствования с соседями и странами региона. Например, это касается транспортных связей с соседней китайской провинцией Юньнань. Мьянма испытывает острую нехватку финансовых средств, необходимых для эксплуатации и обслуживания дорог. Президент Тейн Сейна выразил надежду, что Азиатский банк инфраструктурного строительства сможет оказать стране финансовую поддержку в этой области.

    Как отметил сотрудник Института по изучению международных проблем Тан Цифан, многие динамично развивающиеся страны Азии в настоящее время переживают бум инфраструктурного строительства. Но им всем не хватает средств для реализации проектов, так как внутреннего финансирования недостаточно, необходима поддержка извне. Азия с воодушевлением поддержала инициативу по созданию АБИИ, ведь такой банк сможет намного лучше обеспечить финансирование инфраструктурных проектов.

    Главный представитель Китая на переговорах по вступлению в ВТО Лун Юнту убежден, что развитые страны, такие как Великобритания и Швейцария, решили присоединиться к АБИИ из чисто прагматических соображений: «Чтобы идти в ногу с процессом глобализации, европейские страны должны участвовать в развитии Азии, и их вступление в АБИИ можно расценивать как важный шаг для участия в региональном развитии. То, что на смену сомнениям пришла активная поддержка, объясняется собственными экономическими интересами развитых стран, их желанием не отстать от темпов глобализации». Лун Юнту также отметил: «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций не является политическим продуктом, поэтому его создание продиктовано не политическими интересами или целями, а экономическими и коммерческими соображениями азиатских стран. Сейчас имеет место некоторая политизация вопроса АБИИ и преувеличение степени влияния Китая на банк. Это глубокое заблуждение».

    Как он будет управляться

    Итак, список стран-учредителей утвержден, наступило время переговоров по Уставу АБИИ. В их результате будет решено, кто займет пост главы банка, как будут распределяться пакеты акций стран-учредителей, как будет функционировать АБИИ, какая роль будет отведена Китаю.

    В соответствии с рабочим планом по созданию АБИИ, в конце апреля в Пекине и в конце мая в Сингапуре пройдут 4-е и 5-е совещания главных представителей на переговорах, стороны должны обсудить проект Устава АБИИ, а на встрече в конце июня его планируется утвердить. К концу года завершится процедура его вступления в силу и АБИИ официально начнет свою работу.

    Выступая на Боаоском форуме, глава НИИ Юго-Восточной Азии Сингапурского государственного ун-та Чжэн Юннянь отметил: «Как только будут разработаны и утверждены правила, деятельность АБИИ станет эффективной и планомерной». Чжэн Юннянь также считает, что процесс разработки правил повлечет новый раунд азартной схватки между сторонами, стремящимися максимально продвинуть и закрепить свои интересы.

    Действующий глава Академии национального развития и стратегических исследований Народного университета Китая Лю Юаньчунь считает, что между сторонами достаточно много противоречий -- по долевому участию, праву на лидерство в АБИИ – и они неизбежно проявятся, когда речь зайдет о разработке Устава. Но ведь такие структуры как Международный валютный фонд и Азиатский банк развития тоже сформировались в результате борьбы, когда стороны отстаивали свои интересы. Кроме того, АБИИ предстоит столкнуться с рядом трудностей в процессе официального становления. Особенно это касается системы управления: назначение главы и вице-главы АБИИ, выбор членов кредитного комитета и т. д. Лю Юаньчунь подчеркнул, что правила инвестирования АБИИ должны основываться на общепринятых, а некоторые инвестиционные принципы должны приоритетно опираться на значимость взаимных связей и взаимного обмена, укреплять торговую конкурентоспособность. Хотя страны G20 надеются, что при кредитовании будут соблюдаться четкие стандарты и такие принципы как прозрачность кредитов, соблюдение прав человека, охрана окружающей среды. В то время как развивающиеся страны хотят, чтобы иинвестиции оставались именно инвестициями, что называется, без «нагрузки» и тем более навязывания дополнительных условий.

    Срок подачи заявок со стороны потенциальных стран-учредителей АБИИ истек 15 апреля. В окончательный список стран-учредителей вошло 57 стран, но АБИИ по-прежнему открыт для новых членов. Профессор Института экономики Народного университета Китая Ли Ипин прокомментировал это так: страны-учредители, становясь основателями АБИИ, обладают правом устанавливать правила игры, т. е. решать все вопросы, касающиеся организации банка, включая условия присоединения новых членов. Соответственно, если какая-либо страна изъявит желание стать членом АБИИ и страны-учредители дадут согласие, значит, так тому и быть. Страны-учредители будут иметь решающий пакет акций, в то время как доля акций обычных членов будет ограничена. К тому же в совет директоров войдут только страны-учредители.

  1. Конкурс китайской каллиграфии – 2015 | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan