Финансовая отрасль: как прессинг становится движущей силой

 

    На Финансовой улице в Пекине повсюду бросаются в глаза разнообразные рекламы иностранных банков. В последние годы количество действующих в Поднебесной иностранных банков значительно выросло, что в значительной степени свидетельствовало о том, что степень открытости финансовой отрасли Китая продолжает углубляться.

    «В 2001 г., когда Китай только-только официально вступил в ВТО, китайское правительство обнародовало конкретный график открытости к банковской отрасли страны для иностранных структур: в 2003 г. были открыты операции в национальной валюте “жэньминьби” для действующих в Китае иностранных банков; в 2006 г. в стране были полностью разрешены операции иностранных банков, ориентированные на обслуживание широких масс населения Китая; в 2007 г. банкам с иностранным капиталом было разрешено создавать на территории Китая органы юридического лица. Одновременно с этим, благодаря 10-летним усилиям четыре крупных государственных банка Китая – Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая превратились из убыточных в рентабельные: еще в 2001 г. их активы были меньше пассивов, а уже в 2010 г. акции этих банков успешно вышли на фондовую биржу», – таким образом прокомментировал динамику политики открытости и существенное развитие банковской отрасли Китая после его вступления в ВТО Хань Вэйцян, являющийся членом правления и генеральным директором Китайской международной финансовой корпорации.

    До вступления в ВТО многие китайцы высказывали озабоченность относительно будущих перспектив отечественной банковской отрасли. Причем, некоторые даже считали, что разрешить деятельность иностранных банков в Китае означает «пустить в хлев волка».

    Прессинг, привносимый открытостью

    Откровенно говоря, до вступления в ВТО китайская финансовая отрасль была очень слабой. Возьмем для примера банковский сектор. Лю Минкан, который в то время занимал должность директора Банка Китая, рассказал следующее: «В области капитала и во многих других отношениях между китайскими государственными коммерческими банками и иностранными банками существовал значительный разрыв». В 1999 г. средний коэффициент достаточности капитала десяти крупнейших в мире банков составил 11,5%, в частности показатель достаточности собственных средств (капитала) Citibank – 12,43%, Swiss Credit Bank – 19,1%, а, по подсчетам китайских банковских структур, на конец 2000 г. коэффициент достаточности капитала китайских государственных коммерческих банков в среднем составлял всего 5,7%, а, если применить международные критерии, то и того ниже. «Капитал – это основа основ в деле противостояния рискам», – подчеркнул Лю Минкан. Несомненно, в условиях открытости рынка после вступления в ВТО отечественная банковская отрасль столкнулась с рядом больших трудностей и вызовов в процессе жесткой конкуренции с иностранными банками.

    Не лишатся ли своих клиентов отечественные страховые компании, после того как в Китай хлынут иностранные страховые компании? Как будет обстоять ситуация с фондовым рынком Китая? В области развития факторинговых операций, операций с реорганизацией активов, операций с инвестиционным консалтингом и т.п. насчитывающие 100-летнюю историю иностранные фондовые компании, несомненно, будут составлять большую конкуренцию китайским компаниям, которые пока только находятся на первоначальном этапе своего развития. Смогут ли китайские фондовые компании удержать свои позиции? Такими вопросами задавались многие, опасаясь негативных последствий «финансовой открытости».

    Безусловно, после вступления в ВТО финансовой отрасли Китая предстояло преодолеть многие трудности и совладать с серьезными вызовами.

    Справиться с вызовами на основе реформирования

    Примечательно, что в процессе вступления в ВТО китайское правительство смогло осуществить умеренную защиту отечественной финансовой отрасли, придерживаясь соответствующих принципов и правил в рамках ВТО. Например, Китай до сих пор сдерживает темпы доступа и расширения иностранных финансовых структур. Кроме того, в ходе санкционирования и доступа иностранных финансовых учреждений на китайский рынок всесторонне учитываются количество и масштаб их филиалов. Посредством проверки масштаба активов и хозяйственной деятельности соответствующих структур Китай проводит эффективное управление и контроль над иностранными финансовыми учреждениями, умеренно сдерживая темпы их расширения.

    Придерживаясь соответствующих правил «переходного периода» в рамках ВТО, китайское правительство, осуществляя умеренную защиту отечественной финансовой отрасли, смогло превратить усиливающийся прессинг в движущую силу, ускорив тем самым темпы реформирования финансовой отрасли страны.

    После вступления в ВТО китайские государственные банки перешли к акционерной форме собственности; они провели реформы в плане структуры и модели управления и встали на рельсы динамичного развития, подобно современным финансовым предприятиям. Заимствование передового опыта управления, укрепление механизма конкуренции, выпуск акций... Все эти нововведения свидетельствуют об исторических переменах в банковской отрасли Китая. В 2001 г. пассивы четырех отечественных государственных банков превышали активы, а в 2010 г. – спустя всего 9 лет! – они провели успешную котировку своих акций на фондовой бирже, в результате чего рыночная стоимость банковской отрасли Китая достигла 100 трлн юаней.

    Благодаря многолетнему сотрудничеству с американской компанией Morgan Stanley и другими иностранными инвестиционными банками упомянутая выше Китайская международная финансовая корпорация стала лидером в фондовой отрасли Китая. Ее генеральный директор Хань Вэйцян сказал: «Мы создали свои филиалы в Нью-Йорке, Лондоне и Сингапуре. Теперь они служат своего рода “форпостами” для выхода китайских предприятий на мировой рынок. Хотя наша корпорация не так давно на рынке, однако на сегодняшний день мы располагаем самой передовой в мире международной системой электронных торгов».

    Степень открытости будет углубляться

    Заместитель исполнительного директора Китайской компании банка HSBC Дай Чжикай отметил, что благодаря прогрессирующей открытости банковской отрасли их компания, открытая в апреле 2007 г., в общей сложности создала на территории Поднебесной 109 филиалов. Однако, по мнению господина Дай, этого далеко не достаточно. По его словам, «на сегодняшний день в общем объеме кредитов доля всех иностранных банков на рынке банковской отрасли Китая составляет всего 1,8%. И данный коэффициент почти не изменился по сравнению с показателем в 2003 г., т.е. спустя два года после вступления в ВТО».

    Жалуются не только иностранные банки, но и страховые компании с иностранным капиталом. На взгляд исполнительного директора китайского отделения Swiss Reinsurance Company Вэй Ситина, в Китае в отношениях управления и контроля над страховой отраслью и допуска иностранных страховых компаний на отечественный рынок существуют определенные ограничения: так, около двух третей рынка страховых операций закрыто для иностранных компаний. «За последние 15 лет страховые операции Китая увеличились на 20%, что своего рода стало рекордным показателем во всем мире. Поэтому оживленная страховая отрасль Китая привлекает большое внимание многих иностранных компаний. Но в процессе открытия собственного бизнеса на территории Китая иностранным компаниям ничего не остается, как смириться с существующими ограничениями», – с сожалением подмечает Вэй Ситин.

    Что касается вышеупомянутых проблем, то Лун Юнту, главный представитель китайской стороны во время проведения переговоров о вступлении Китая в ВТО, прокомментировал их следующим образом: «В 1997 г., после вспышки Азиатского финансового кризиса, китайское правительство проводило на финансовом рынке чрезвычайно осмотрительную политику. Откровенно говоря, предпринятые меры и установки были достаточно консервативными, и подобная “консервативная” открытость в определенной степени воспрепятствовала развитию финансовой отрасли Китая, что особенно сказалось на проблеме интернационализации национальной валюты “жэньминби”».

    На взгляд Лун Юнту, китайским банкирам следует учиться у иностранных коллег. «В самый серьезный момент распространения финансового кризиса все набросились с яростной критикой на финансовую систему Запада. Однако нельзя перестать учиться у “учителя” только потому, что он однажды допустил ошибку». На его взгляд, открытость в финансовой отрасли Китая будет в дальнейшем углубляться.

 
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan