Рабы своих детей

    «Что делать, если ты живьем словил комара, который измотал тебе все нервы и выпил немало твоей кровушки? Может, воспитать его, отправить его в школу, купить ему дом, подобрать ему невесту, а потом присматривать за его ребенком... Ведь в его жилах течет твоя кровь!» Эти слова, широко распространенные среди пользователей китайского Интернета, как нельзя лучше отражают отношения между китайскими родителями и их детьми.

    В Китае родители готовы пожертвовать всем ради своих детей.

    Сегодня молодые родители, родившиеся в 80-х гг. прошлого века, стали привлекать к себе все большее внимание общественности в Китае. В таких парах и муж, и жена несут на себе уникальные черты эпохи: оба они являются единственными детьми своих родителей, следят за модой и современными веяниями, получили хорошее образование и являются активными интернет-пользователями, но одновременно с этим они буквально с молоком матери впитали традиционное отношение к детям как к «маленьким императорам» и, став родителями, несмотря на свою «современность» готовы на любые жертвы ради своих детей. Таким образом, с появлением ребенка их самой большой мечтой в жизни стало то, чтобы их дети выросли умными и богатыми и получили признание в обществе, именно ради этого они вкалывают на своих работах за троих и копят деньги, отказывая себе во всем. Ведь на каждого ребенка возлагаются надежды, и от него зависит будущее сразу нескольких семей.

 

    7 мая 2011 г. 29-летняя Я Фэй заплатила за детский сад 80 тыс. юаней, чтобы ее сын гарантированно мог пойти в этот хороший государственный детский сад, известный высоким уровнем дошкольной подготовки.

    Я Фэй и ее муж Ян Лэй родились в 80-х гг. прошлого века. В 2005 г. Я Фэй закончила университет и сразу же устроилась в известную иностранную компанию в Шанхае. В конце того же года она вышла замуж за Ян Лэя, который учился в том же университете и к тому времени уже работал менеджером по продажам в некой научно-технической компании, занимающейся разработкой программного обеспечения. Ежемесячные доходы молодой семьи составляли около 15 тыс. юаней. До того как родился их сын Сяобао, Я Фэй и Ян Лэй были типичными «белыми воротничками» международного мегаполиса, достатку и образу жизни которых многие даже завидовали.

    Однако рождение Сяобао в марте 2008 г. полностью изменило жизнь семьи. Я Фэй оказалась под гнетом тяжелой ежедневной домашней работы, а огромные расходы привели к тому, что семейный бюджет затрещал по швам.

    На самом деле Я Фэй очень хотела этого ребенка и с нетерпением ждала его появления на свет, ведь сын стал свидетельством их с Ян Лэем любви и сделал их семью полноценной. Но когда сын родился, Я Фэй поняла, что ребенок не только принес в их жизнь радость, но и стал самым большим и неизбывным бременем.

    Все ради детей

    Качество жизни и психологическое состояние Я Фэй и ее мужа резко изменились с рождением их маленького сына в марте 2008 г. Между их прошлой и сегодняшней жизнями тут же пролегла непреодолимая пропасть.

    Я Фэй и Ян Лэй являются единственными детьми своих родителей. И хотя их родители не коренные шанхайцы, обе семьи считаются довольно обеспеченными. После свадьбы родители подарили молодым квартиру в Шанхае и машину, поэтому Я Фэй и Ян Лэй зажили легкой беспечной жизнью. Раз в неделю они обязательно закатывали ужин в дорогом ресторане, в выходные дни часто гуляли по торговым центрам и совершали покупки, каждый год ездили отдыхать, так, например, во время Праздника весны в 2006 г. они поехали в тур по Европе, а в 2007 г. – в Индонезию.

    В мае 2007 г. Я Фэй неожиданно забеременела. Эта новость стала радостным событием как для их маленькой семьи, так и для родителей. Я Фэй быстро вошла в роль будущей мамы и стала следить за своим здоровьем: она практически перестала смотреть телевизор, поздно ложиться спать и долго разговаривать по телефону, теперь во время каждого приема пищи она следила за тем, чтоб на столе обязательно присутствовали мясо, овощи и суп...

    Перед рождением сына Я Фэй будто сдала себя в тренировочный лагерь. Живя на 11-м этаже, она как минимум раз в день поднималась по лестнице вниз и вверх, преодолевая в общей сложности 22 этажа; диван стал для нее «запретным местом», она позволяла себе садиться только на жесткую скамью, и то держа половину тела на весу, потому что предусмотрительные родители сказали ей, что это залог удачных «естественных родов».

    Все эти труды были не напрасны, и после 9-месячного изнурения себя физическими упражнениями и прочими дисциплинарными премудростями Я Фэй, не прибегая к кесареву сечению, родила здорового малыша.

    После родов молодая мама очень боялась, что они с мужем, не имея опыта обращения с новорожденными, не смогут обеспечить сыну должный уход, поэтому они решили взять на первые три месяца няню. И пока молодые родители овладевали навыками купания, кормления и одевания малыша, няне приходилось платить 5 тыс. юаней в месяц...

    Отдохнув после родов, счастливая мама Я Фэй неожиданно обнаружила, что расходы семьи стали превышать доходы...

    Чтобы у Сяобао все было самое лучшее, Я Фэй попросила друзей и родственников, проживающих за границей или путешествующих по зарубежным странам, купить все необходимое для малыша – начиная от сухого молока и молочных бутылочек и заканчивая подгузниками и одеждой.

    С рождением сына расходов в семье стало гораздо больше, поэтому супругам пришлось изыскивать способы экономии. Я Фэй начала вести «жесткую денежную политику»: супруги больше не покупали карты для занятия спортом в фитнес-центре, еженедельный ужин в ресторане был отменен, о ежегодном путешествии пришлось забыть, а одежду они стали покупать со скидками в интернет-магазинах.

 

    Резкие перемены в привычном образе жизни и необходимость ежедневно экономить застали Я Фэй и ее мужа врасплох, но они даже не подозревали, что это только начало...

    Когда Сяобао исполнилось полтора года, Я Фэй с удивлением обнаружила, что маленькие друзья сына, с которыми они часто играют на улице, по выходным куда-то «исчезают». Расспросив других родителей, она поняла, что, оказывается, эти дети, буквально с младенчества, начинают посещать «семейные классы». Под «семейным классом» понимается самая первая ступень дошкольного образования, рассчитанная на 0-3 летнего ребенка: эти классы посещают родители вместе с детьми, чтобы с помощью воспитательницы развивать в игровой форме «пять потенциалов» ребенка (общая и мелкая моторика, социальное поведение, познавательная способность, речевая коммуникация) и привить ему навыки обучения в свободной среде, лишенной всякого давления.

    По правде говоря, в глубине души Я Фэй считала, что такой маленький ребенок должен проводить больше времени на природе и радоваться окружающему его миру. Но, увидев, как ровесники Сяобао, которые пошли в «семейные классы», цитируют по памяти стихотворения танских поэтов и рассказывают занимательные истории, Я Фэй отбросила все свои прежние убеждения и, посоветовавшись с мужем, стала посещать вместе с сыном «семейные классы». «Раз все ходят, то и мы будем», – решила она.

    Посетив несколько детских центров раннего развития, Я Фэй остановилась на известном центре, где за 60 часов занятий родители должны были выложить 10800 юаней. Даже для Шанхая это было довольно дорого, но Я Фэй решила дать своему сыну все самое лучшее. «Ведь он ничем не хуже, и даже лучше, чем другие дети!» – размышляла она.

    Недавно Я Фэй прочла в новостях, что благодаря бэби-буму в стране производство товаров для детей стало самой стабильной отраслью китайской экономики, которая оказалось не подвластной никакому влиянию извне. Эта отрасль станет одной из отраслей Китая, которые демонстрируют самые большие возможности дальнейшего развития и являются наиболее прибыльными. На сегодняшний день производство товаров для детей стало одним из движителей роста ВВП Китая. Начиная с 2000 г. ежегодный рост данной отрасли составляет 30%, что гораздо выше соответствующего прироста ВВП (9%).

    Улыбнувшись, Я Фэй призналась, что лично она с рождением сына неизменно вносит огромный вклад в рост отрасли производства товаров для детей в Китае. А что делать? Все для сына!

    Трудное счастье

    Ситуация Чжан Цянь в некотором роде похожа на ситуацию Я Фэй. После рождения дочки Додо в 2006 г. Чжан Цянь оказалась в затянувшемся финансовом кризисе.

    После того как Додо пошла в детский сад, Чжан Цянь из любопытства посчитала, сколько она потратила на сухое молоко, памперсы, няню, игрушки, семейные классы, страхование и медицинское обслуживание дочки за первые три года ее жизни. Получившаяся сумма потрясла саму Чжан Цянь: больше 100 тыс. юаней!

    5-летняя Додо скоро собирается в первый класс. В Пекине, где живет семья Чжан Цянь, существует такое правило: дети должны поступать в школу по месту прописки. Если родители хотят отправить ребенка в хорошую школу в другом районе, расположенную не по месту прописки, то им придется выложить кругленькую сумму в качестве спонсорской поддержки, и, кроме того, для этого еще необходимо иметь нужные связи.

    Это-то и стало камнем преткновения для бедной Чжан Цянь. Школа, куда Додо должна была пойти в соответствии со своей пропиской, на взгляд мамы, была далеко не идеальной. К тому же, Чжан Цянь, как и ее муж, родом не из Пекина, поэтому в столице у них нет никаких связей с высокопоставленными людьми, которые можно было бы задействовать.

    Взвесив все «за» и «против», Чжан Цянь решила купить квартиру недалеко от школы, в которую, как она хотела, пошла бы ее дочь. В октябре 2009 г., спустя почти месяц беготни и хлопот, Чжан Цянь подписала договор о покупке. За квартиру площадью 43 кв. м она заплатила 1,6 млн юаней, зато вопрос школы для дочери был решен.

    Чжан Цянь заплатила первоначальный взнос за квартиру, истратив все сделанные за последние годы сбережения и даже обратившись за финансовой помощью к родителям. Теперь у Чжан Цянь есть новая квартира, но на ее хрупкие плечи также лег кредит на сумму 800 тыс. юаней, и теперь в течение будущих 20 лет она должна будет выплачивать банку по 5 тыс. юаней ежемесячно.

    Теперь после внесения оплаты за обучение дочки и выплаты 5 тыс. юаней по банковскому кредиту у супругов остается на ежемесячные расходы всего 4 тыс. юаней. Чтобы хоть как-то сэкономить деньги, Чжан Цянь выделяет на карманные расходы себе и мужу всего 500 юаней в месяц.

    «Я даже не знаю, когда такая жизнь закончится и на сколько нас хватит, – в голосе Чжан Цянь звучит неподдельный страх. – Раньше я хвасталась, что принадлежу к среднему классу, но сейчас появление дочери полностью изменило мою жизнь».

    В последнее время в интернете можно часто встретить выражение «рабы детей». Оно употребляется в отношении родителей, которые работают всю жизнь не покладая рук и зарабатывают деньги для своих детей, утратив ценность собственной жизни и навсегда изменив своим прошлым привычкам. Они боятся заболеть, потратить на себя много денег или, не дай бог, потерять работу... Все это находит глубокий отклик в душе Чжан Цянь, которая ощущает себя именно таким, по-рабски преданным своему ребенку, родителем.

    Но стоит ли оно этого? «Дочь быстро растет, вопрос с начальной школой мы уже решили, поэтому и в горестях есть свое счастье. Как бы то ни было, я с радостью принимаю все трудности», – сказала Чжан Цянь, прижимая к себе дочку.

 
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan