Черным по белому
Она утверждает, что тушь не менее многогранна, чем палитра красок. В своих картинах художница стремится к гармонии, которую создают черное и белое. Эти цвета она сравнивает с инь и ян, которые, дополняя друг друга, создают вселенский баланс. Ее полотна наполнены китайской символикой и китайской философией. Она стремится глубоко постичь смысл происходящего вокруг и внутренний мир людей. Китайская реальность и восточное монохромное искусство – гохуа и каллиграфия – питают ее сюжетами, открывают новые пути самовыражения. Художница Алена Оласюк более пяти лет живет в Китае. Мы говорили о том, в чем заключается эстетика и этика черно-белого, о возможностях модернизации и популяризации древнего китайского моноискусства, о национальном восприятии двухцветной гаммы…
Корр.: Алена, как Вы попали в Китай, чем он Вас привлек?
Алена Оласюк: Моя китайская история началась еще в детстве. Отец занимался бизнесом с Китаем, часто приезжал сюда по делам. Бывали мы в Китае и всей семьей: восемь лет назад праздновали на Хайнани Новый год. Наверное, решение обосноваться здесь стало естественным продолжением китайского «фатума» моего семейства (улыбается).
Корр.: С чего началось Ваше увлечение живописью, учились ли Вы изобразительному искусству профессионально?
А.О.: Рисовать я начала в детстве, потом занималась в художественной школе. Когда пришло время выбирать профессию, поступила на специальность «художник-оформитель» в колледж в Хмельницком. В 2009 году стала студенткой пекинского Института одежды, где училась на отделении «фэшн медиа», которое окончила в прошлом году.
Корр.: Расскажите о Ваших наставниках.
А.О.: Как видите, моя специальность с живописью связана весьма отдаленно. Что касается рисования, я, скорее, самоучка. Тем не менее, не могу не поблагодарить людей, которые помогли мне поверить в себя, убедили заниматься творчеством. Так, в художественной школе преподавательница нередко отмечала мое воображение. Получив как-то задание сделать роспись в технике батик, я нарисовала на ткани необычную абстракцию. Рисунок очень понравился педагогу. Не могу не поблагодарить и владелицу галереи, на суд которой я представила свои первые работы. Она отметила гармоничность моих произведений, новаторство стиля и даже уговорила устроить небольшую выставку. Дебют оказался успешным: две мои картины были проданы.
Корр.: Насколько мне известно, до приезда в Китай Вы занимались живописью маслом. Однако после знакомства с китайским изобразительным искусством стали осваивать живопись тушью. Что заставило Вас сменить творческие предпочтения?
А.О.: Черно-белые рисунки я начала делать еще на Украине. Рисовала тушью, карандашом… Однажды даже выставила свои работы в баре, где мы часто собирались с друзьями. В то время это было просто хобби. В Китае мое «черно-белое увлечение» приобрело идейную глубину. Произошло это во многом под впечатлением китайской живописи гохуа и каллиграфии.
Алена Оласюк рисует пером. В выводимых ею линиях скрывается тонкое отношение автора к миру
Китайские художники любят комбинации черного и белого. Они считают это наилучшим сочетанием мысли и чувств на полотне, которое позволяет достичь предельной выразительности. Кроме того, очень экспрессивен контраст «тушь-бумага». Одноцветное не однообразно, китайские художники находят в нем огромное разнообразие. По их мнению, в туши сокрыты все природные цвета, она таит самые разные оттенки – от бледного, почти белесого, серого до черного, отдающего смолью. Черное и белое такие же противоположности, как инь и ян, земля и небо, квадрат и круг… Они создают равновесие, гармонию во Вселенной. Этому постулату китайской философии следуют в своем творчестве многие китайские художники. Следую ему и я.
Корр.: Чем Вам близок этот философский принцип?
А.О.: Мое кредо – простота. Ведь в жизни и в творчестве даже самое сложное можно передать просто и ясно. Для меня любая картина, в которой сложность смысла передана простотой изображения, имеет художественную ценность. Изобилие цветовых оттенков, так называемых внешних «красот», не должно отвлекать от красоты внутренней. К таким выводам меня подвела современная повседневность. Изо дня в день мы попадаем в какие-то запутанные ситуации, вокруг нас необычайная пестрота предметного мира, наша жизнь переполнена головоломками, красками… Чтобы минимизировать этот избыток, мы нередко подсознательно стремимся к простоте и однотонности. Эта тенденция очень четко проявляется в современном дизайне интерьера, даже термин специальный есть – минимализм. Люди как бы стремятся «очистить пространство» вокруг себя, избавиться от всего лишнего. Картины для интерьера выбирают те, которые не утомляют. Очень ценятся работы, которые привносят в домашнюю атмосферу покой и безмятежность.
Корр.: В своих работах Вы используете не только цветовые противоположности, но и геометрические – квадрат и круг. Что они для Вас значат?
А.О.: Круг я воспринимаю как символ единства, целостности, непрерывности жизни… Хотя в каждой отдельной картине эта фигура имеет разное значение. Например, в «Движении», которая стала моим откликом на события на Украине, круговые линии переходят в спираль, заключенную в квадрат. Интерпретировать этот геометрический сюжет можно следующим образом. Поначалу события в стране развивались неоднозначно, спираль – это путь Украины в неизвестность. Позже стало очевидно, что государство зашло в тупик, и у тупика этого острые углы… Эта работа выполнена в очень темных тонах, так как в ней передана моя тревога за родную страну.
Почему в моем творчестве так много кругов? Могу сказать, что круг – это наилучшая форма выражения моего «я», моих нравственных и творческих идеалов. Точно так же, как черно-белая палитра и техники, которыми я сейчас увлекаюсь, – рисование пером и ксилография.
Корр.: Гравюра появилась в Китае в глубокой древности, перо же китайцы почти никогда не использовали – для письма и рисования применяли кисть. Почему Вы выбрали такой «некитайский» инструмент?
А.О.: Письмо пером – это европейская каллиграфия. Пользовались им наши предки довольно долго – более тысячи лет… Мне нравится контраст и сочетание этих двух техник: совершенство и деликатность линий, выведенных пером, и грубость, тяжеловесность оттиска с его множественными «ляпами». Как я уже говорила, контраст помогает художнику достичь большей четкости при передаче замысла.
Корр.: В проекте DYWWA («Do You Want to Wear an Artwork?») Вы используете исключительно оттиски. Расскажите об этом проекте. Как возникла идея одевать людей в картины?
А.О.: DYWWA – это коллекция предметов одежды, в основном футболки, на которых сделаны оттиски с моих картин. Все клише вырезались мною вручную. На каждой футболке стоит моя подпись. Коллекция задумывалась и создавалась как авторская. Как человек искусства, я очень ценю персональный и неординарный стиль в одежде. Конечно, я тоже ношу вещи массового производства, но при этом не забываю про свой стиль. Люблю черно-белую гамму, она отражает мою жизненную философию. Хотелось также помочь иностранцам, которые, прожив в Китае дольно долго, не знают, какими еще сувенирами можно удивить родных. Те, кто забил все родительские шкафы шелковыми халатами и шарфиками, могут теперь дарить им мои футболки с китайскими мотивами.
Корр.: Возможно, кто-то, увидев Вашу картину на футболке, пожелает приобрести оригинал…
А.О.: Это маловероятно. Те, кто покупает футболки, редко приобретают полотна… Хотя счастливые исключения все же случаются (улыбается).
Корр.: Кто в основном покупает Ваши работы? Среди почитателей Вашего творчества больше китайцев или иностранцев?
А.О.: Китайцам мои работы более близки: они разбираются в символах, глубже понимают монохромную живопись (это ведь восточная философия, китайское традиционное искусство). Иностранцам, чтобы вникнуть, нужно поискать толкования, пошевелить мозгами. К счастью, среди зарубежных ценителей искусства немало интеллектуалов.
Корр.: Сейчас в знаменитом пекинском арт-квартале «798» проходит Ваша выставка. Гордитесь собой?
А.О.: Скажу честно, заблуждаются те, кто думает, что персональная выставка в «798» – показатель уровня и признания художника. Здесь немало галерей, которые к выбору авторов подходят чисто коммерчески. Они не рискуют приглашать чересчур авангардных или молодых художников, так как опасаются, что публика их работ не примет. Несмотря на то, что художники могут быть очень талантливыми. И, наоборот, за определенную сумму могут разместить у себя работы абсолютной бездарности. К счастью, есть в арт-зоне и галереи, кураторы которых – настоящие знатоки искусства, где есть свой круг постоянных покупателей-коллекционеров. На репутации таких галерей и держатся известность и престиж «798». Вообще, место это мне очень нравится: своеобразная платформа для общения и обмена мнениями между творческими людьми и арт-любителями. Что до моей выставки, то ее я устраиваю, чтобы показать свое творчество, поделиться мыслями и эмоциями. Экспозиция моих работ называется «Зов», она открыта в галерее DARA до 30 апреля. Так что, милости прошу.
Корр.: Спасибо за интересную беседу и приглашение. Успехов Вам! |