Экономическая эффективность Стены
С точки зрения большинства людей, Великая Китайская стена являлась не более чем военно-фортификационным объектом, сооруженным в целях защиты от вражеских нападений. Однако на самом деле Стена выполняла более широкие функции: она помогала людям обеспечивать мир и спокойствие, а также способствовала экономическому развитию страны.
В древности население северных районов Китая было совсем немногочисленным, к тому же не было отлажено сообщение между населенными пунктами. Великая Китайская стена, будучи военным оборонительным сооружением, способствовала развитию транспортной системы, объединившей все оборонительные пункты; это позволило осуществлять быструю переброску войск, консолидацию сил на нужных участках, перевозку военного снаряжения и провианта. Так, по мере возведения Великой Китайской стены, вдоль нее образовалась единая транспортная система, распространявшаяся на прилегающие районы, что заложило прочные основы экономического развития в северных районах страны.
На протяжении длительного времени в районах, непосредственно примыкавших к Великой Китайской стене, земледелие и скотоводство находились на достаточно отсталом уровне. Поэтому Великая Китайская стена играла важную роль не только в деле защиты от вражеских нападений, но и помогала решать вопросы по снабжению пограничных охранных войск необходимым вооружением и провиантом. Наиболее эффективными способами урегулирования проблемы продовольствия стало освоение целинных земель военными поселенцами (когда воины и крестьяне осваивали целину, собирали урожай и снабжали армию продовольствием) и переселение людей в соответствующие районы. В свое время император Циньшихуан (259–210 гг. до н.э.), повелевший начать возведение Великой китайской стены, предпринял ряд мер для ускорения темпов освоения и развития пограничных районов. Он приказал выделить на всем протяжении Великой Китайской стены двенадцать областей «цзюнь» и переселять туда население для занятия земледелием и скотоводством. Политику Циньшихуана продолжили последующие императоры.
Придававший большое значение сооружению Стены ханьский император У-ди (156–87 гг. до н.э.) издал указ о возведении на равнинах к западу от реки Хуанхэ, где проходил важнейший путь из внутренних районов в Синьцзян общей протяженностью более 1000 км, четырех крупных городов, таких как Увэй, Чжанъе и др. Эти четыре города служили не только экономическими центрами в регионе к западу от реки Хуанхэ, но и являлись форпостами на Великом Шелковом пути (кит. «Сычоучжилу»; этот знаменитый путь, по которому в древности перевозили шелк и другие товары, начинался в Чанъане – столице династии Западная Хань, пересекал Памирское плато, проходил через Среднюю и Западную Азию и выходил прямо к портам на восточном берегу Средиземного моря). Если бы не было Великой Китайской стены, то не было бы и Шелкового пути, соединившего Азию и Европу и являвшегося важным каналом осуществления культурного обмена между Китаем и Западом.
В то же время, строительство Великой Китайской стены и проведение политики освоения целинных земель военными поселенцами заложили основу для установления нормальных торговых отношений между жителями Срединной равнины и кочевниками. На протяжении длительного времени по обеим сторонам Стены существовали два главных экономических субъекта, отношения между которыми характеризовались взаимозависимостью: земледельческое общество и скотоводческое общество. Земледельцы, проживающие внутри Стены, нуждались в развитии скотоводства, в то время как скотоводы за пределами Стены зависели от сельского хозяйства и ремесел, поэтому между ними стала развиваться активная торговля.
Большинство проходов, расположенных вдоль Великой Китайской стены, служили местом торгового обмена между оседлыми и кочевыми народами. Интересно, что со временем на месте этих проходов «выросли» большие густонаселенные города. Согласно хроникам времен правления династии Мин, в Чжанцзякоу провинции Хэбэй, который ранее считался глухим провинциальным городком, в 14 в. появился «ряд многочисленных торговых лавок, растянувшийся на два–три километра»...
Надо сказать, что Великая Китайская стена не только обеспечила развитие сельскохозяйственного производства, скотоводства и земеледельческо-скотоводческой культуры, но и способствовала их взаимному обмену на началах взаимозависимости и взаимодополняемости. Поэтому, с этой точки зрения, Великую Китайскую стену можно по праву назвать «местом слияния экономик земледелия и скотоводства». |
|