предприятиям время приспособиться к плавающей центральной точке валютного коридора, к более подвижному режиму, и дать китайскому правительству время для урегулирования структуры экономики. Таков требуемый путь реформирования механизма обменного курса китайского юаня.
Ребалансирование мировой экономики
«Китайско-американские споры по поводу обменного курса юаня, на первый взгляд, являются борьбой двух стран по вопросам торговли, но на самом деле, они свидетельствуют о том, что дисбаланс в мировой экономике достиг того уровня, при котором приходится принимать решение, – подчеркивает известный китайский экономист, профессор Института развития и исследований при Госсовете КНР У Цзинлянь. – Мы должны смотреть на это с более широкого угла зрения, чтобы вскрыть глубинные феномены, прячущиеся за спиной споров о пришивке юаня к доллару».
По мнению У Цзинляня, мировая экономика сегодня обладает следующей основной характеристикой: представлены два типа несбалансированной экономики. К одному типу принадлежат страны, которые, как Китай, отличаются высоким уровнем национальных сбережений и низким уровнем потребления. Сейчас уровень сбережений Китая достиг и даже превышает 50% от ВВП, что ведет к образованию активного торгового сальдо и увеличению резервов в инвалюте. Другой тип: такие страны, как США, где уровень сбережений низкий, а уровень потребления высокий. До финансового кризиса уровень сбережений США составлял «ноль» или даже измерялся отрицательным числом.
«Эти два типа экономики не могут функционировать сами по себе, Однако благодаря торговле экономика могла бы и далее развиваться. За счет торговли и перемещения капитала мировая экономика достигла какого-то баланса, но баланс этот был очень непрочным».
У Цзинлянь считает, что нынешний мировой финансовый кризис также вызван дисбалансом в мировой экономике, поэтому, чтобы на деле провести раунд стимулирования экономики, необходимо решить проблему ребалансирования. Каждая страна должна, в первую очередь, осуществить ре-балансирование своей экономики, и тогда только можно будет добиться восстановления баланса мировой экономики.
Это значит, что сам по себе обменный курс не является единственным камнем преткновения в решении проблемы мирового экономического дисбаланса. «Нельзя рассматривать этот вопрос обособленно. Ключевым является решение проблемы дисбаланса мировой экономики», – такого же мнения придерживается и сотрудник вашингтонского Института международной экономики Петерсона Д. Роузен. В деле восстановления экономики США и формирования нового баланса внешняя торговля и валюта представляют собой лишь одну сторону проблемы. Он считает, что США не следует заботиться о снижении объемов китайского экспорта; пусть они позаботятся о росте американского экспорта в Китай, а также об улучшении способности своих предприятий.
«Нам не удастся решить многостороннюю проблему путем двухстороннего урегулирования, нельзя решить проблемы всех стран путем урегулирования обменного курса одной валюты. Не только Китай, но и США должны урегулировать структуру своей экономики. США должны заняться самоанализом, чтобы понять, какие проблемы все же возникли в их многосторонней торговле. В прошлом ни американское правительство, ни их народ не были озабочены проблемой сбережения. Если мы не решим эту проблем, то какие бы меры мы ни принимали в отношении Китая, мы лишь навредим самой экономике», – подчеркнул Стивен Роуч, независимый неисполнительный председатель Morgan Stanley (Asia).
Профессор экономики Китайско-Европейской международной бизнес-школы Сюй Сяонянь предоставил конкретную информационную поддержку, сообщив, что после временного восстановления экономики в США вновь снизились показатели количества строящегося жилья, упал объем продажи автомобилей, а безработица по-прежнему остается высокой: «Это означает, что если опираться только на денежную политику и не проводить урегулирование структуры, то восстановление американской экономики будет вялым и непродолжительным». |
|