«В течение 30 лет благодаря дешевой рабочей силе Китай обладал сравнительными преимуществами в международной торговле. Однако начиная с 1994 г., т. е. с момента установления нового механизма обменного курса, китайский юань вот уже долгое время остается ниже своего истинного валютного эквивалента, что приносит Китаю еще больше экспортных заказов, и чистый экспорт стал важным движителем развития китайской экономики», – поясняет финансист, доктор наук из Пекинского университета Ли Цзиминь.
По статистике, во многих местах Китая очередной экспорт товаров стоимостным объемом в 10 млн. долларов США может увеличить размер бюджетных доходов от пошлин на 7 млн. юаней и решить проблему трудоустройства для 1000 человек. В такой ситуации зависимость Китая от внешней торговли составляла в 2007 г. 66,3%, в 2008 – 60,6%, а в 2009 г. – 65,8%. Поэтому неудивительно, что укрепление женьминьби оказывает мощное влияние на основной нерв китайской экономики.
Город Иу провинции Чжэцзян является одним из крупнейших в мире экспортеров рождественских подарков. Ли Лин, которая занимается в Иу экспортной продажей художественных изделий, сказала, что после повышения курса юаня она может потерять даже старых клиентов, поскольку число заказов падает. «На самом деле, уже с июня курс ЖМБ к доллару близок к критической точке в тревожных ожиданиях большинства предприятий, ориентированных на экспорт. Сейчас нам тяжело дается каждое изменение базисного пункта».
По данным Министерства коммерции КНР, экспортная прибыль больших китайских предприятий легкой промышленности составляет около 5%, а малых предприятий – только около 2%. «Китайские предприятия, работающие на экспорт, по-прежнему остаются в самом нижнем звене мировой цепи создания стоимости, поэтому из-за низких технологий, низких прибылей и слабой способности удерживать цену на переговорах эти предприятия в состоянии лишь пассивно испытывать на себе последствия очередного изменения обменного курса. Обменный курс юаня к доллару не стоит повышать до нижнего предела ожиданий американского правительства; даже если его повысить всего до 6,5, то китайские предприятия, работающие на экспорт столкнутся с большими рисками. А если изменение курса достигнет крайней отметки, то этим предприятиям останется только один выбор – закрыться», – объяснила директор НИИ валютных инвестиций Тань Ялин.
Но, вообще-то, чрезмерная зависимость экономики от внешней торговли как стимула экономического роста не обеспечивает продолжительного развития экономики. «Нехороша сама модель китайской экономики. Для китайских предприятий, работающих на экспорт, пока еще существуют прибыли, и потому они не испытывают энтузиазма в отношении улучшения брендов и освоения инновационных технологий. Вот почему нынешняя модернизация производственных структур напоминает “раскаты грома при отсутствии дождя”», – считает Ли Цзиминь. Ревальвация ЖМБ сузила пространство для прибыли предприятий, но именно это также поможет ускорить трансформацию китайских предприятий.
В исследовании реформирования механизма обменного курса юаня, проведенном вице-президентом Народного банка Китая Ху Сяолянем высказана поддержка мнению Ли Цзиминя: «До реформирования валютного режима многие беспокоились о том, что по причине слабой переносимости предприятиями регулируемого плавающего обменного курса колебания обменного курса приведут к закрытию многих предприятий и резкому спаду в области экспорта, а также занятости населения. Однако после начала реформы мы поняли, что мы уделяли большее внимание побочным эффектам реформирования механизма валютного курса и недооценили гибкость и приспособляемость предприятий».
Однако экономист Лу Чжэнвэй подчеркивает, что, по мнению многих специалистов, ревальвация юаня способствует улучшению экономической структуры, но они не дают четкого определения необходимого для этого срока.
Прежний опыт напоминает нам, что для китайских предприятий, работающих на экспорт, отсутствие времени для обновления и трансформации, означает неминуемую и скорую «смерть», а если дать им слишком много времени на инновации, то потребность в реформах и инновациях будет задушена.
Вот почему многие экономисты уверены, что механизм обменного курса китайского юаня, действительно, подлежит реформированию, но реформу эту следует проводить постепенно, чтобы оставить китайским |
|