По словам корреспондента «Кашгарской ежедневной газеты», был некий предприниматель, который в самый день закрытия Центрального рабочего совещания по развитию Синьцзяна прилетел в Кашгар и незамедлительно купил квартиру в микрорайоне «Фэнцай», недалеко от газетного издательства.
Помимо народного капитала в ближайшие несколько лет в Кашгар придут и денежные средства из других финансовых потоков. Согласно «Специальной программе по строительству трех округов Южного Синьцзяна (округ Кашгар, округ Хотан и Кызылсу-Кыргызский автономный округ)», с 2009 по 2013 г. государство вложит 50 млрд. юаней в реализацию в упомянутых округах 13 тыс. разномасштабных проектов. В то же время, заметно усиливается поддержка Синьцзяну и в области развития специфических отраслей этого региона. По предварительным расчетам, за 5 с лишним лет в Кашгар будут вложены более 10 млрд. юаней.
Ограничения по причине «экономической низинки»
Хотя Кашгар расположен в сердце Центральной и Южной Азии, его развитие и рыночное освоение в течение долгого времени сдерживалось плохим транспортным сообщением. С севера и запада его окружают горы, и маршруты перевозки являются слишком длинными. Кашгару предстоит решить ряд проблем: упорядочить количество многочисленных КПП, решить вопросы транспорта, преодолеть низкую способность аккумулирования денежных средств, низкую пропускную способность таможен. Кроме того, Кашгар окружают экономически малоразвитые страны, и он оказывается в «экономической низинке», что препятствует осуществлению быстрого экономического развития.
«В наши дни Кашгар, главным образом, экспортирует побочную продукцию сельского хозяйства и товары повседневного спроса; промышленное оборудование вывозится в малых количествах», – рассказывает заместитель руководителя Управления по делам внешней экономики и торговли Цюй Ляньдун. Такая структура экспорта действительно мешает развитию внешней торговли Кашгара. Что же касается будущего, то надо еще учитывать уровень развития окружающих районов».
В связи с этим при освоении Кашгара нельзя механически копировать модель развития Шэньчжэня. По словам одного из руководителей Комитета по делам развития и реформ округа Кашгар, специфика Шэньчжэня и других Особых экономических районов состоит в том, что они пользуются автономными правами и льготными политиками в таких областях, как использование зарубежных инвестиций, рассмотрение и утверждение проектов, финансовые доходы, кредитование, налоги, землепользование, зарубежная валюта, режим выезда и въезда за рубеж. Ныне, спустя 30 лет с момента начала реализации политики реформы и открытости, такие льготные установки уже широко проводятся в жизнь в разных местах. Так в чем же выразится «особенность» Кашгара как пограничного города?
«Нельзя ограничиваться лишь одним способом мышления, – считает глава Центра изучения развития Западного региона страны при Академии общественных наук Китая Вэй Хоукай. – Ведь для создания Особого экономического района в Западном Китае не имеется примеров. Надо мыслить свободно и изыскивать оптимальные пути. Очень важной составляющей является развитие пограничной торговли».
Воплотится ли «мечта Шэньчжэня» в судьбе Кашгара? Это в большой степени зависит от того, какую модель развития выберет Кашгар. Вслед за воодушевлением первого момента по поводу обретения особого экономического статуса кашгарцы активно включаются в разработку креативных замыслов и проектирование будущего развития. |
|