«Незаконное строительство» от имени государственной власти

    

    

    В середине августа на краю дороги в городе Сянъян провинции Хубэй (Центрально-Южный Китай), находился огромный пустующий котлован, где сиротливо стояли два крана, но не было строительной техники и рабочих. По первоначальному замыслу здесь должен был строиться новый служебный комплекс Бюро местного налогообложения Сянъяна, но сейчас все строительные работы прекращены. По словам начальника канцелярии Бюро местного налогообложения Сянъяна Чжан Синханя, получив «Уведомление», они тотчас прекратили строительство объекта.

    Говоря об «Уведомлении», Чжан Синхань, имел в виду «Уведомление о прекращении строительства новых зданий и упорядочении служебных помещений партийных и административных органов» (сокращеное название «Уведомление»), совместно обнародованное Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Госсовета более месяца тому назад. Согласно «Уведомлению» в предстоящее пятилетие партийным и администативным органам всех уровней будет запрещено в любой форме и под любым предлогом строить новые здания и помещения.

    За последние десять лет по мере динамичного экономического роста в Китае повсеместно возникло большое количество «роскошных административных зданий» немалой стоимости, большинство из них построили местные власти с использованием государственных финансов. Народные массы все чаще ставят под сомнение их действия и роль, и не скрывая иронии называют эти здания «незаконными сооружениями от имени государственной власти».

    В ответ на возрастающее недовольство народных масс, новое поколение руководителей Китая в лице Си Цзиньпина и Ли Кэцяна пообещало искоренить этот порок, от которого в течение долгих лет страдает страна.

 

    Подходить ко всем с одной меркой

    23 июля государственное информационное агентство Китая Синьхуа обнародовало данное «Уведомление», содержащее более четырехсот иероглифов, состоящее из пяти основных параграфов и четырнадцати пунктов. В отличие от прежних уведомлений, новое «Уведомление» требовало прекратить не только все планируемые строительные проекты, но и покупку местыми властями новых зданий и помещений, в то же время предписывало усилить контроль над обновлением существующих зданий, не делая никаких исключений. СМИ и эксперты в шутку назвали «Уведомление» – «И дао це» (подходить ко всем с одной меркой), поскольку оно не давало никаких шансов тем, кто желал бы строить «офисные здания класса люкс».

    Эффективность реализации «Уведомления» вызвала удовлетворение у общественности. Как сообщали китайские СМИ, представители которых инкогнито посетили соответсвующие объекты, прошло более месяца с момента опубликования «Уведомления», а многие из проектов, подпадающих под его действие, на территории Китая уже были прекращены. В Сычуани (Центральный Китай), Юньнани (Южный Китай) и других провинциях был введен план управления расходуемыми средствами, согласно которому было прекращено финансирование строительства новых офисных зданий и служебных помещений. Соответствующие китайские ведомства также сообщили, что в первой половине года финансовые ассигнования для возведения новых зданий в государственных органах всех уровней значительно сократились, а некоторые чиновники, допустившие нарушения в этой области, были наказаны.

    Требования «Уведомления», хотя и отличались особой строгостью, но не были неожиданными. Еще 17 марта, когда Ли Кэцян вступил в должность премьер-министра Госсовета Китая, он установил обязательные для всех правила, в том числе правило о том, что в предстоящее пятилетие партийным и административным органам всех уровней запрещено в любой форме и под любым предлогом строить новые здания и помещения. В мае Канцелярия Госсовета еще раз издала уведомление об упорядочении и контроле за строительством (реконструкцией) административных зданий и офисных помещений. В последнем «Уведомлении» сфера его действия была расширена до всей партийной и административной системы, к тому же была установлена заключительная дата его выполнения – 30 сентября.

    Отечественные и зарубежные СМИ уделяли этому огромное внимание. По мнению американской газеты The New York Times (Нью-Йорк Таймс), после вступления в должность нового поколения руководителей Китая в лице Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, были приложены большие усилия по предотвращению потребления предметов роскоши и получения подарков партийными кадрами, был установлен контроль за стремлением высших госслужащих к роскоши и расточительному образу жизни. Очевидно, что новое «Уведомление» является продолжением борьбы с коррупцией за чистоту партийных рядов.

 

    «Незаконное строительство»

    Причиной введения такой политики явилось то, что «роскошные административные здания» уже стали уникальным феноменом Китая. Какой бы уголок страны ты не посетил, куда бы ни бросил взгляд, всюду в глаза бросаются современные и роскошные служебные здания; в китайской социальной сети также были представлены разнообразные фешенебельные офисные помещения. Такие роскошные сооружения, как здание суда в стиле «Белого дома», комплекс правительственных зданий, оформленный как «традиционный китайский сад», то тут, то там мелькают в СМИ... Более тревожным фактом является то, что эти «незаконные сооружения» появились не только в развитых прибрежных районах страны, но и стали расти как грибы после дождя в бедных районах в глубинке.

    В уезде Хуньюань провинции Шаньси (Северный Китай), который является одним из основных объектов оказания помощи по борьбе с нищетой, годовой бюджет составляет менее 100 млн юаней, но прокуратура уезда потратила более 10 млн юаней на строительство роскошного офисного здания; в селе Сюйдун уезда Дунюань города Хэюань провинции Гуандун (Южный Китай) 70% сельских жителей еще живут в бедности, а комитет сельских жителей, состоящий всего из 7 человек, потратил более 4 млн юаней на сооружение шестиэтажного офисного здания...

    Подобные примеры, которые можно приводить бесконечно, не только раздражают народные массы, но и кажутся им необъяснимыми: почему некоторые ведомства стремятся возвести «роскошные офисные здания»? В этой связи некоторые СМИ направили острие критики на систему служебной аттестации, считая, что нынешняя система оценки работы аппарата состредоточена лишь на внешних результатах деятельности, в связи с чем многие чиновники думают лишь об имиджевых проектах, при реализации которых за внешним показным блеском часто скрывается неблагополучие в делах, этакие своеобразные «потемкинские деревни». Строительство красивого здания автоматически ставилось им в заслугу. В то же время, другие руководствовались меркантильными соображениями. При строительстве здания стоимостью свыше 100 млн. юаней, право окончательного решения всех вопросов, начиная с утверждения проекта и сметы до завершения строительных работ, сосредоточено в руках отдельных руководящих работников, а это, несомненно, создает благодатную почву для коррупции и разложения, для сделок между властью и бизнесом.

    Мнения по поводу причин данного явления расходятся, но нельзя отрицать одно – «роскошные административные здания» не только оттянули на себя ограниченные финансовые ресурсы, но и подорвали доверие к правительству. Высший руководитель КПК Си Цзиньпин прямо заявил, что это демонстрирует не только отсутствие политической сознательности и сознательной дисциплины у части руководящих кадров, что неизбежно ведет к идейному разложению, но и рост гедонизма и расточительности внутри партийных и административных органов, и, как следствие, отрыв от народных масс. Си Цзиньпин также предупредил, что «проблемы разложения, коррупции и партийного стиля работы стали настолько серьезными, что даже могут угрожать нахождению у власти КПК».

 

    11 документов

    Китайский народ в целом выразил одобрение по поводу мер, предпринятых центральным правительством. К концу июля, спустя неделю с момента опубликования «Уведомления», популярная китайская газета «Китайская молодежь (Чжунго Цинъняньбао)» провела опрос среди 10457 человек, результаты которого показали, что 93,1% респондентов высказались в поддержку этих шагов.

    Но одновременно, больше половины жителей выразили обеспокоенность тем, будут ли эти меры по-настоящему проведены в жизнь: будут ли они реализованы на местах? Не возродится ли запретное строительство в другой форме?

    Обеспокоенность общественности и СМИ имеет под собой все основания. Начиная с 1988 г. центральное правительство ввело в действие по меньшей мере 11 центральных документов по вопросу «роскошных административных зданий», неоднократно предпринимались попытки навести порядок, однажды даже наказали нескольких чиновников на уровне министров. Но через некоторое время после относительного затишья это негативное явление всегда вновь возрождалось, словно птица Феникс из пепла, и обретало еще больший размах и силу.

    В связи с этим некоторые СМИ считают, что строительство «роскошных административных зданий» формально является нарушением закона и дисциплины, но, по сути дела, оно свидетельствует о чрезмерной концентрации власти. Коль скоро государственная власть сосредоточена в руках отдельных персон, система контроля утрачивает свое принципиальное значение, что приводит к волюнтаристским решениям и серьезным нарушениям.

    18 июня КПК развернула «практическую деятельность по изучению линии масс» сроком на один год, усилия партии сосредоточены на углублении борьбы по искоренению возникших внутри партии негативных явлений, таких как формализм, бюрократизм, гедонизм, стремление к роскоши и расточительство. Си Цзиньпин подчеркнул необходимость эффективного изменения стиля работы, укрепления демократических способов принятия решений, усиления общественного контроля, добросовестного решения наболевших проблем, вызывающих недовольство народных масс. Новое поколение руководителей Китая практическими действиями показывает миру свою решимость в искорении «роскошных административных зданий».

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan