Также существенным был целый ряд решений, которые зафиксированы в виде приложений к декларации лидеров о развитии разных систем для обеспечения инновационного роста. Организация АТЭС представляет собой комплексную и сложную систему разного рода взаимодействий между экономиками - участницами АТЭС по разным поводам, в том числе в рамках инновационного взаимодействия были приняты решения, которые касаются развития образовательного потенциала в экономиках - участницах АТЭС, повышения мобильности образовательного потенциала, студентов, перемещения студентов между экономиками.
Это важно в том числе и потому, что место, где мы сегодня находимся, - это университет, который ещё должен стать университетом. Помещения для него есть, университета как такового ещё нет. Развитие образовательного потенциала, в том числе на Дальнем Востоке, очень важно с точки зрения развития России. Условия для этого были также приняты в ходе министерской встречи. Есть ещё некоторые решения. О них готов сказать, если будут соответствующие вопросы.
Вопрос: «Российская газета». У меня будет два вопроса двум министрам. Первый вопрос - господину Белоусову: Вы упомянули, что был принят некий перечень экологически чистых, зелёных товаров, даже назвали количество, сколько таких товаров. Могли бы Вы назвать хотя бы несколько основных позиций и какие из этих товаров, тоже такие основные, с Вашей точки зрения, мы можем производить в России?
И вопрос господину Лаврову: среди российских инициатив обсуждалось, в частности, создание так называемой биржи технологий. Поднималась ли эта тема, и если да, то могли бы Вы назвать некие сроки по созданию такой биржи или это вопрос отдалённого будущего?
Андрей Белоусов: Я сразу хотел уточнить. Речь идёт не о зелёных товарах, не об экологически чистом продовольствии, а прежде всего о тех товарах, которые обеспечивают экологический рост. В качестве примера то, что есть в этом списке: это измерительные приборы для контроля качества воды и воздуха, специальные системы мониторинга и контроля состояния окружающей среды, печи и другие виды оборудования для сжигания мусора, ветрогенераторы, генераторы переменного тока и так далее, то есть речь идёт об оборудовании, которое обеспечивает контроль качества состояния окружающей среды.
Сергей Лавров: Что касается биржи технологий, то, как я уже отмечал, эта тема обсуждалась прежде всего в рамках деятельности Делового консультативного совета, где российские председатели - у нас три крупные компании участвуют и от других экономик тоже - выдвинули инициативу создания Партнёрства в области технологий. И уже есть, скажем, Партнёрство по политике в области продовольственной безопасности, которое создавалось несколько лет. А Партнёрство, которое было сформировано по инициативе российских бизнесменов, - по проблемам технологий, вообще технологического, инновационного развития, обеспечения прав интеллектуальной собственности, - согласовано практически за год, потому что эта инициатива была впервые выдвинута на предыдущем саммите в рамках Делового консультативного совета АТЭС.
В рамках этого партнёрства будут созданы три рабочие группы - по инновациям, по интеллектуальной собственности и, собственно, по технологиям. Идея фонда фондов, которую обсуждали в рамках этой дискуссии, остаётся в проработке. Но, повторю, рамка для того, чтобы государственно-частное партнёрство с привлечением науки уже заработало, создана, и есть у наших деловых кругов с их коллегами из других экономик конкретный график функционирования этих трёх механизмов.
Вопрос: «Голос России». Вопрос обоим министрам. Сегодня на встрече обсуждались логистика и цепочки поставок. Есть ли понимание после переговоров, готовы ли азиатские партнёры инвестировать в развитие российских регионов, в частности Дальнего Востока, в развитие инфраструктуры для облегчения и развития доставок с Азии на Запад?
Андрей Белоусов: Я сразу должен отметить, что инвестировать будут не наши партнёры, не экономики, а частные компании. Но для того, чтобы эти инвестиции пошли, а мы в них заинтересованы, должны быть созданы определённые, я бы сказал - весьма специфические, условия логистики. Эти условия обсуждались и по ним принимались эти решения.
Какие это условия? Во-первых, это определённые стандарты информации, определённые требования к цифровым технологиям, информационному обеспечению движения грузов. Должен сказать, что у нас здесь появились определённые преимущества в связи с созданием системы ГЛОНАСС. В последнее время эта система заработала, после того как была развёрнута спутниковая группировка, и она даёт принципиально новые возможности для отслеживания движения грузов по территории Российской Федерации и другим экономикам. Во-вторых, к ним относятся определённые стандарты качества сохранения грузов, движения, логистики и т. д. Третьим условием является обеспечение интермодальности. Все эти вопросы находились в фокусе обсуждений и по ним принимались соответствующие решения, как экономики-участницы АТЭС будут способствовать развитию этих пунктов. Все они находятся, естественно, в зоне наших интересов.
Сергей Лавров: Я добавлю, что подробные рекомендации по тем направлениям, о которых Андрей Рэмович сказал, были сформулированы в ходе специального совещания министров транспорта, которое состоялось в прошлом месяце в Санкт-Петербурге. Эти меры (с ними можно ознакомиться) нацелены на то, чтобы выполнить задачу, которую лидеры АТЭС поставили в Йокогаме в 2010 году - повысить эффективность региональных транспортных перевозок на 10% к 2015 году.
По подсчётам Cекретариата АТЭС, если это будет сделано, то все экономики, входящие в АТЭС, сэкономят около 20 млрд долларов в год, так что есть за что побороться.
Вопрос: Китайское агентство «Синьхуа». Мой вопрос адресован к двум министрам. США сейчас активно продвигают программу транстихоокеанского партнёрства (ТТП). Как российская сторона оценивает роль ТТП и планирует ли Россия присоединиться к этой программе? Спасибо.
Андрей Белоусов: Я должен сказать так, что в перспективе мы, безусловно, видим присоединение России к ТТП. Это важная стратегическая инициатива, но скорость нашего движения в этом направлении, естественно, будет определяться складывающимися условиями, складывающимися обстоятельствами. Я думаю, что это вопрос не самого ближайшего времени.
Вопрос: Агентство «Прима-Медиа». У меня вопрос к Андрею Рэмовичу. Каким образом будет решаться вопрос с РЖД, инфраструктуры которой не хватает для того, чтобы обеспечить транспортировку больших объёмов грузов в экономики АТР?
Андрей Белоусов: Во-первых, я бы не сказал, что инфраструктуры не хватает, хотя ограничения здесь есть, они даже не столько есть, сколько они будут реализовываться в перспективе. Сейчас основные возможности расширения инвестиционного потенциала РЖД, для того чтобы они строили новые железные дороги, связаны с созданием специальных инвестиционных документов, таких как, например, инфраструктурные облигации под гарантии государства. Это нужно и для того, чтобы можно было задействовать длинные ресурсы (это пенсионные деньги, деньги Фонда национального благосостояния) через механизмы наших институтов развития, прежде всего через ВЭБ. Такие задачи поставлены, и Правительство сейчас этим занимается очень активно.
Проблемы мы здесь видим: это касается и создания скоростных железных дорог, в том числе для продвижения грузов, это касается и изменения топологии наших железных дорог, что связано, в частности, с формированием московского транспортного узла, для того чтобы не все грузы шли через Москву, и так далее. Очень капиталоёмкий, дорогостоящий проект, но решаться эта проблема будет таким образом, как я сказал.
|
|