«Мангровый лес» больных СПИД
Этому 36-летнему мужчине еще 18 лет назад был поставлен страшный дигноз – СПИД. Самые лучшие годы его жизни прошли в борьбе с ВИЧ-инфекцией, лишь одно упоминание о которой вызывает панический страх у всех людей. В совсем неожиданный момент жестокая судьба поставила перед ним ряд вопросов, на которые ему, тогда еще совсем незрелому молодому человеку, пришлось ответить гораздо раньше, чем его пышущим здоровьем сверстникам: что такое смерть? Как жить дальше?
Его зовут Ли Сян. Мало кто знает его настоящее имя, поэтому все называют его этим псевдонимом, созвучным с китайским словом «идеал». По словам самого Ли Сяна, в душе он настоящий идеалист, но жить ему приходится как самому отчаянному реалисту.
«В том, как распоряжается твоей жизнью судьба, всегда есть некий смысл, вот только я не знаю, в чем этот смысл заключается».
Зимой 1997 г. учившийся тогда на 2-м курсе университета 21-летний Ли Сян приехал на каникулы домой, в родной уезд на севере Китая. Родные встретили его оглушительной новостью: на днях к родителям Ли Сяна приходили сотрудники санитарно-эпидемической станции и сообщили, что в крови Ли Сяна был обнаружен ВИЧ. Прошлым летом юноша участвовал в акции добровольной сдачи донорской крови, организованной университетом, и его кровь оказалась зараженной. После многочисленных проверок врачи подтвердили страшный диагноз и в соответствии с правилами поставили в известность родителей Ли Сяна.
Услышав страшный «приговор», Ли Сян бросился прочь из дома не в силах поверить случившемуся. Когда он прибежал к озеру, все его тело сотрясалось от рыданий. «За что мне это? За что?», – вопрошал безутешный юноша.
На пропагандистской листовке, призывающей к борьбе против дискриминации ВИЧ-инфицированных, которую передал нам Ли Сян, есть такие слова: «Чего же мы так боимся? Мы боимся того, что не можем контролировать; мы боимся последствий, которые могут сразу же проявиться; мы боимся того, что не до конца понимаем».
СПИД, т.е. синдром приобретенного иммунного дефицита, является злокачественной инфекционной болезнью с высокой смертностью, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Когда ВИЧ попадает в человеческий организм, он тут же начинает разрушать иммунную систему, в результате чего инфицированный человек постепенно лишается иммунитета и в конце концов умирает.
Судьба предопределила два цвета, которым было суждено стать символическими в жизни Ли Сяна, – белый и красный. Белый цвет – это цвет больничных стен, а красный – цвет крови. С детства Ли Сян страдает наследственным нарушением свертываемости крови, поэтому ему необходимо регулярно делать переливания донорской плазмы или синтетических препаратов, содержащих фактор свертываемости крови, для поддержания нормальной жизнедеятельности. Наиболее ярким детским воспоминанием для Ли Сяна стали гемотрансфузии, которым, как казалось, не было ни начала, ни конца. Несмотря на врожденное заболевание, он занял 1-е место по результатам вступительных экзаменов в лучшую в провинции среднюю школу высшей ступени. Он так мечтал поступить в университет, стать писателем, встретить любимую девушку, которая впоследствии стала бы его женой...
На второй год после поступления в среднюю школу высшей ступени Ли Сян оказался в больнице в связи с приступом желудочного кровотечения. Кто бы мог предположить, что во время больничных переливаний в его кровь попадет ВИЧ. Юноша поступил в университет, окрыленный мечтами о будущем, не зная о скрывающемся в его теле «демоне». Этот «демон» проявил себя только спустя 3 года, в момент сокрушив все и без того хрупкие надежды этого молодого человека, с детских лет страдающего от бесконечных болезней.
«Почему судьба выбрала именно меня? Ну почему?..» Но сколько бы Ли Сян ни задавался этим вопросом, он, к сожалению, так и останется без ответа. «Порой меня переполняет жуткий страх, потому что я даже не знаю, буду ли жив завтра. Самое страшное для человека – это знать, что у него нет будущего, поэтому что бы ты ни делал – это не имеет никакого смысла и значения».
Спустя 15 лет Ли Сян вспоминает о тех днях без содрогания, стараясь избежать горького привкуса непоправимости и излишнего трагизма. Взяв с тарелки горсть семечек, он сказал: «Если некое дело затянулось по времени, то нет ничего, что нельзя было бы изменить».
Дни проходили один за другим, а смерть так и не наступала. Поняв, что смерть ждать бесполезно, она и так к тебе придет без предупреждения, Ли Сян принял твердое решение: «Раз я все еще жив, то сколько бы мне не было отмеряно, я должен жить ярко и полноценно». Узнав о своем диагнозе, он отчислился из университета и стал проходить курс лечения в Пекине. В его жизни появились новые лица: врачи, медсестры, добровольцы, друзья по несчастью – такие же, как он, ВИЧ-инфицированные и больные СПИД, люди разных возрастов и профессий. Однажды в голову Ли Сяна, часто размышляющего об окружающем его «своеобразном» срезе общества, пришла необычная метафора: будто все они представляют собой особое растительное сообщество на берегу моря – мангровый лес, состоящий из более десятка различных пород деревьев. Мангровый лес обладает могучей жизненной силой, он может противостоять беснующемуся тайфуну и высоким морским волнам, а также создавать благоприятную среду для жизни и размножения наименее защищенных морских животных, таких как прибрежных рыбешек и раков.
В апреле 2002 г. Ли Сян создал первую в стране организацию на началах самопомощи под названием «Мангровый лес» в целях оказания поддержки тем, кто заражен СПИД. Он также основал и на данный момент управляет крупнейшим в Китае сайтом, предоставляющим консалтинговые услуги по вопросам венерических заболеваний и СПИД, – «Сешоуцзайсянь» (www.xieshoue.org). Ранее он был членом Китайского союза по профилактике и борьбе с венерическими болезнями и СПИД, членом группы ООН по вопросам профилактики и борьбы со СПИД.
В 2004 г. организация «Мангровый лес» сняла первый в Китае документальный фильм о ВИЧ-инфицированных – «Наша жизнь». В фильме рассказывается, как Ли Сян смог выйти из состояния отчаяния и безнадежности и обрел веру в себя посредством оказания помощи другим.
Ли Сян смог не только покончить с депрессией, но и стать своего рода духовным спасителем для большого числа ВИЧ-инфицированных. Одна женщина заразилась ВИЧ, после этого от нее тут же отвернулись муж и родственники, и она осталась совсем одна. В дни самой тяжелой тоски и отчаяния она вступила в «Мангровый лес» и, чтобы забыть о своей личной трагедии, стала добровольно помогать больным, также заразившимся этим вирусом. В процессе работы она встретила неожиданную любовь и вновь создала семью.
«Почему судьба выбрала именно меня»? Спустя 15 лет Ли Сян, в конце концов, нашел ответ на это вопрос: «В том, как распоряжается твоей жизнью судьба, всегда есть некий смысл, просто тогда я не знал, в чем этот смысл заключается». Кто знает, возможно, «смысл» был именно в создании организации «Мангровый лес», направленной на то, чтобы подарить всем больным СПИД надежду и дать им новый шанс.
Когда безликий СПИД приобретает конкретные черты
«Я не принимаю близко к сердцу то, что они чураются меня», – такое признание можно прочесть в дневнике Ли Сяна. Хотя он и говорит, что это на самом деле так, как минимум два глубоких шрама, оставленных в его душе здоровыми людьми, навсегда останутся в его памяти и будут саднить как напоминания о неизбывной душевной драме. Один раз это произошло в родном городе Ли Сяна. Ли Сян сильно простудился и пошел в больницу, чтобы попросить врача выписать ему лекарства. Когда врач услышал в ответ на вопрос о перенесенных ранее болезнях, что Ли Сян является носителем ВИЧ, он тут же вышел из кабинета, скороговоркой проговорив: «Подождите меня здесь». Причем, Ли Сян увидел, что врач не осмелился взяться за дверную ручку, которой только что коснулась рука Ли Сяна, а приподнялся на носки, толкнул верхний край двери и вышел боком, пытаясь при этом не дотронуться до проема даже краешком одежды. После этого доктор так и не вернулся на прием.
В другой раз подобный случай произошел в пекинской больнице «Юъань», где Ли Сян проходил курс лечения. Во дворе больницы всегда собирались любители шахмат, чтобы сыграть партию. Интересующийся шахматами Ли Сян однажды подошел поближе и стал наблюдать за игрой. Увидев его больничный халат, больные замахали руками и стали прогонять бедного юношу с глаз долой, опасаясь, что могут заразиться даже от того, что тот просто стоял рядом и дышал с ними одним воздухом.
Доброволец под ником «Мофэйхуашэн» однажды так написал в Интернете: «Дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных подобна дискриминации больных другими заболеваниями. Причем, в этой дискриминации есть не только доля вопиющего равнодушия, но еще и грубого невежества».
На сегодняшний день Ли Сян смирился с реальностью и подобным отношением со стороны окружающих людей. «Иногда то, как к нам относятся, действительно ранит и причиняет боль. Но я как будто принимаю обиду одной рукой и тут же ее отбрасываю другой рукой». Именно поэтому он сделал борьбу с дискриминацией ВИЧ-инфицированных важным содержанием своей работы в организации «Мангровый лес».
«Мы хотим, чтобы СПИД предстал не как безликое заболевание, а как болезнь, имеющая свое лицо, а точнее – все наши лица», – признался Ли Сян. В 2007 г. сообщество «Мангровый лес» организовало передвижную фотовыставку по стране на тему профилактики и борьбы со СПИД. На выставке не было представлено ни пропагандистских брошюр, ни рассказывающих о путях заражения СПИД плакатах: только потрясающие своей выразительной силой фотографии. Под каждой фотографией была написана небольшая информация о тех, кто на них изображен: когда они заразились СПИД, есть ли у них семья и дети, чем они занимаются и т.д.
«Многие посетители удивлялись: разве ВИЧ-инфицированные тоже могут жениться и иметь детей? Неужто они живут так долго?», – рассказал Ли Сян. Для ответа на интересующих посетителей вопросы на выставке работали экскурсоводы-добровольцы.
30 сентября 2011 г., площадь «Тяньаньмэнь»: некий больной СПИД в респираторной маске сфотографировался с туристами, чтобы тем самым содействовать осознанию населением проблемы СПИДа |
|