Прессинг и шансы во внешней торговле Китая

 

Автор: МЭЙ СИНЬЮЙ

 

    Среди различных экономических субъектов мира Китай известен как страна, демонстрирующая высокую степень зависимости от внешней торговли. И это неудивительно, ведь на протяжении последних 20 лет именно динамика внешней торговли в значительной степени определяла основную тенденцию развития экономики Китая. Вдобавок к этому, Китай славится как крупнейшая в мире торговая держава (свыше 10% объема глобальной торговли приходится на Китай), крупнейший в мире экспортер и второй по величине импортер. Внешняя торговля Китая оказывает существенное влияние на глобальную торговлю и мировую экономику. В ближайшем будущем внешней торговле Китая предстоит испытать большой прессинг, однако, опираясь на ряд выдающихся преимущества, китайская экономика вполне сможет добиться значительных успехов даже перед лицом суровых вызовов.

 

Три источника прессинга

 

    Один из источников прессинга, который предстоит испытать в новом году внешней торговле Китая, кроется в значительном спаде спроса на мировом рынке из-за вялости международной экономики. В 2011 г. международная экономика развивалась медленнее, чем в предыдущем году; к тому же, как прогнозируют аналитики, как минимум, в первые 2–3 квартала 2012 г. ситуация с замедлением темпов роста китайской и мировой экономики вряд ли улучшится.

 

    В главных развитых странах мира обострение кризиса суверенных долгов свело на нет надежды на быстрое восстановление экономики путем крупномасштабного проведения новых мер по стимулированию экономического роста. Одновременно с этим, из-за дефицита капиталов банковские структуры резко ужесточили условия кредитования.

 

    Когда в 2007 г. в США разразился ипотечный кризис, охвативший позднее сферы финансов и экономики, новые экономические субъекты с быстро развивающимися рынками не только избежали негативного влияния кризиса развитых стран, но и сыграли роль «спасителя» мировой экономики. Сегодняшняя ситуация резко контрастирует с тем периодом: тенденция развития мировой экономики представляется критической, прежде всего, из-за того, что на этот раз именно новые экономические субъекты с быстро развивающимися рынками могут стать колыбелью нового финансового кризиса. Дело в том, что «бычий рынок» с его большим спросом на первичную продукцию подходит к концу, начинают проявляться негативные побочные последствия антикризисных мер, а в новых экономических субъектах с быстро развивающимися рынками непрерывно «накапливаются» макрориски. Как очевидно всем, среди членов блока БРИКС, за исключением Китая, прозванного «мировой фабрикой», экономика других четырех стран, а именно – Индии, Бразилии, России и ЮАР, в значительной степени зависит от производства и экспорта первичной продукции. С начала 2011 г. вышеперечисленные четыре страны переживают значительную девальвацию курса национальных валют, существенный спад цен на акции и крупномасштабную утечку капиталов, что демонстрирует слабость и хрупкость их экономик. По прогнозу, в наступившем году ситуация в новых экономических субъектах с быстро развивающимися рынками по-прежнему останется суровой и даже критической: вполне возможно, что эти страны окажутся в ситуации экономического застоя, грозящегося очередной вспышкой кризиса. В последние 7–8 лет темпы роста торговли между Китаем и новыми экономическими субъектами с быстро развивающимися рынками значительно превосходили темпы роста торговли между Китаем и развитыми странами и районами мира. Бесспорно, новые экономические субъекты с быстро развивающимися рынками выступают главным движителем сверхбыстрого развития внешней торговли Китая. Отсюда напрашивается логичный вывод: если движитель «выйдет из строя», то это непременно окажет значительное влияние на дальнейшее развитие внешней торговли Китая.

 

    Жесткая конкуренция на мировом рынке в определенной степени также усиливает прессинг, который предстоит испытать внешней торговле Китая. Конкуренцию усиливают как развивающиеся страны, которые стремятся догнать и перегнать Китай в традиционных трудоемких отраслях, так и развитые страны, которые после финансового кризиса всячески стараются продвигать реиндустриализацию и перебалансировку. Возьмем, к примеру, США. Президент Барак Обама еще в своем первом ежегодном президентском послании к Конгрессу выдвинул национальную стратегию, направленную на увеличение в два раза текущего объема экспорта к 2014 г. К тому же, под его руководством была учреждена рабочая группа по привлечению капитала под названием «Выбирай США» (Select USA), которая отвечает за координацию совместных действий 23 соответствующих комиссий и министерств США. Тем самым, деятельность по масштабному привлечению капиталов впервые за всю историю США стала проводиться по «президентскому указу». Очевидно, что развитые страны намерены конкурировать с китайскими производителями не только в передовых высокотехнологичных отраслях, но и в так называемых устаревающих, теряющих перспективы отраслях промышленности, таких как текстильная и металлургическая отрасли, отрасль судостроения и др. (англ. «sunset industries»).

 

    Неконтролируемая тенденция роста себестоимости внутри страны становится третьим источником прессинга для внешней торговли Китая. В качестве примеров можно перечислить ревальвацию валютного курса «жэньминьби», рост себестоимости сырья, энергетических ресурсов, рабочей силы и земельных участков, трудности на рынке трудоустройства и сложности малых и средних предприятий. На сегодняшний день трудоемкие отрасли Китая постепенно утрачивают былую конкурентоспособность в плане цены, в то время как ценовая конкурентоспособность Вьетнама, Индии и других стран с быстро развивающимися рынками «второй волны» возрастает день ото дня. Так, например, если ранее крупнейшей в мире базой по производству и экспорту обуви марки «Nike» являлся Китай, то теперь – это Вьетнам.

 

Шанс прорвать окружение

 

    Несмотря на все вышеперечисленные источники трудностей и давления, в первые 11 месяцев 2011 г. внешняя торговля Китая продолжала демонстрировать хорошие результаты: общий объем импортно-экспортной торговли достиг 3,3096 трлн долларов США, что на 23,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.; в частности, объем экспорта составил 1,724 трлн долларов США, увеличившись на 21,1%, а объем импорта – 1,5856 трлн долларов США, увеличившись на 26,4% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года; активное сальдо торгового баланса составило 138,4 млрд долларов США. В новом году внешняя торговля Китая по-прежнему имеет достаточные шансы для обеспечения определенного роста. Коренные причины этого заключаются в том, что китайская экономика обладают следующими преимуществами:

 

    Во-первых, макроэкономика Китая отличается стабильностью. В 2011 г., несмотря на достаточно высокий инфляционный прессинг, по сравнению с другими главными экономическими субъектами и новыми экономическими субъектами с быстро развивающимися рынками финансовая деятельность Китая продолжала демонстрировать стабильность и оживленность, состояние активов банковской системы было вполне удовлетворительным, уровень инфляции в стране был на несколько процентных пунктов ниже аналогичного показателя в Индии, к тому же, по сравнению с другими новыми экономическими субъектами с быстро развивающимся рынками, где наблюдалась значительная девальвация национальной валюты, валютный курс «жэньминьби» по-прежнему отличается умеренностью и стабильностью. За первые 9 месяцев 2011 г. на мировом валютном рынке ревальвация валютного курса «жэньминьби» в общей сложности чуть превысила 3%, в то время как курсы национальных валют к доллару США других 4 членов блока БРИКС всесторонне подверглись существенной девальвации, в частности, российский рубль девальвировался на 4,06%, бразильский реал – на 8,01%, индийская рупия – на 8,5%, а южноафриканский ранд – на 15,7%.

 

    Достаточно высокая макроэкономическая стабильность добавляет «очки» китайским производителям, благодаря этому риски отечественных предприятий значительно ниже, чем предприятий других соответствующих стран.

 

    Во-вторых, путем реструктуризации производства, повышения доли на мировом рынке и прямого внешнего инвестирования деловые круги Китая значительно усилили свое право голоса на мировом рынке, что наглядно проиллюстрировал значительный рост цен на китайский экспорт. За первые 8 месяцев 2011 г. экспортные цены Китая в среднем выросли на 10,3%, что на 9,1 процентного пункта больше показателя за аналогичный период предыдущего года. Цены на трудоемкую продукцию также поднялись: например, в июле экспортные цены на китайский текстиль в среднем выросли на 24,7%. Заслуживает особого упоминания и то, что, хотя Китай поднял цены на свою экспортную продукцию, доля китайских товаров на международном рынке не снизилась, а терминальные цены на китайскую продукцию на экспортном рынке остались на прежнем уровне. Все это свидетельствует о том, что в международной цепочке создания стоимости доходы отечественной экспортной отрасли существенно увеличились.

 

    В-третьих, Китай постепенно перестает делать ставку на ценовую конкурентоспособность, уделяя большее внимание развитию своих преимуществ в плане трудовых ресурсов, эффективности общественных услуг, инфраструктуры и создания комплексных предприятий. В обозримом будущем, даже под давлением существенного роста себестоимости, Китай, таким образом, сможет облегчить прессинг посредством перемещения отечественных производственных отраслей. Как известно, Китай является державой, которая характеризуется несбалансированностью межрегионального развития. Так, себестоимость рабочей силы и земельных участков в Центральном Китае и Западном Китае намного ниже аналогичных показателей в восточных районах. Например, в 2009 г. среднедушевой ВВП в Шанхае составил 78989 юаней, а ВВП на душу населения в провинции Хубэй (Центральный Китай) – всего 22677 юаней. В последние годы в Китае перенос производственных отраслей проходит с большим успехом: в период 11-й «пятилетки» (2006-2010 гг.) темпы роста экспорта провинций, городов и автономных районов Центрального Китая и Западного Китая всегда были выше среднего уровня по всей стране. Возьмем для примера город центрального подчинения Чунцин. Начиная с 2006 г. прирост объема внешней торговли Чунцина всегда был выше среднего показателя по всей стране, а в 2010 г. объем внешней торговли Чунцина увеличился аж на 53,2%.

 

    Продолжительный рост внешней торговли Китая благоприятен не только для всей международной торговой системы и торговых партнеров Китая, но и даже для государств и предприятий, которые конкурируют и соперничают с Китаем. Дело в том, что свыше 10% суммарного объема мировой торговли приходится на Китай, к тому же, темпы роста импорта Китая опережают аналогичные показатели в других странах мира, что предоставляет торговым партнерам шансы для осуществления взаимной выгоды и обоюдного выигрыша. Согласно опубликованным ВТО в 2009 и 2010 г. докладам о мировой торговле, за период с 2000 по 2008 г. среднегодовой рост импорта во всем мире составил 12%, в то время как темпы роста импорта в Китае достигли 22,4%. В 2009 г. объем общемирового импорта снизился на 24%, а импорт Китая снизился на 11,2%. В 2010 г. рост импорта Китая составил 38,7%. За первые 11 месяцев 2011 г. объем импорта Китая увеличился на 26,4% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. На фоне «мягкой посадки» экономики, которая уже не вызывает сомнений, Китай будет в дальнейшем расширять импорт, достигая таким образом сбалансированности внешней торговли. Поэтому у торговых партнеров Поднебесной, которые стремятся к освоению китайского рынка, в новом году появятся дополнительные шансы для расширения экспорта в Китай.

(Автор – Мэй Синьюй, научный сотрудник НИИ международного торгово–экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР)

(Журнал «Китай»)

 

(2011.12.28)

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan