Реформа госбольниц в Китае
«Реформирование государственных больниц слишком сложное дело, некоторые пути реформирования до сих пор не ясны», – отметил министр здравоохранения Китая Чэнь Чжу во время интервью 3 марта. Он признался, что в деле реформы системы здравоохранения в 2010 г. он больше всего недоволен реформой государственных больниц.
После официального начала в 2009 г. реализации нового пакета реформ системы здравоохранения. Китай вступил в новый этап, характеризующийся пристальным вниманием к общеполезному характеру медицины и здравоохранения. В течение последних двух лет государство увеличило бюджетные расходы на здравоохранение до 500 млрд юаней в 2011 г. (в 2009 г. – 300 млрд юаней); число городских и сельских жителей, участвующих в базовой программе медицинского страхования, превысило 1,26 млрд человек; цены на наиболее распространенные лекарства стали более приемлемыми.
Однако реформирование государственных больниц, которое занимает центральное место в ходе реформы системы здравоохранения, находится в ситуации, которую можно описать как «гром гремит, а дождя все нет и нет», за что эту реформу уже не раз подвергали большой критике.
2011 год считается решающим для реформы китайской системы здравоохранения. Будут ли в этом году разрешены проблемы, стоящие перед реформой системы здравоохранения? Сдвинется ли с мертвой точки ситуация, сложившаяся вокруг реформы государственных больниц?
Определение направления
В феврале 2010 г., т.е. спустя 10 месяцев после того, как новый план реформ системы здравоохранения официально вступил в действие, стартовала реформа государственных больниц. Министерство здравоохранения и другие четыре министерства и ведомства Китая совместно опубликовали «Руководящие предложения по экспериментальному запуску реформы госбольниц», после чего были выбраны 16 городов для экспериментального проведения реформы.
В этом документе четко указывается, что «в участвующих в эксперименте районах нужно отстаивать общеполезный характер госбольниц и осуществлять разделение административной и врачебной ответственности, управления и лечения, лечения и продажи лекарств, коммерческой и некоммерческой направленности».
Но до сих пор конкретные планы реформирования госбольниц в этих 16 городах так и не были объявлены, а вопросы «разделения административной и врачебной ответственности, управления и лечения, лечения и продажи лекарств, коммерческой и некоммерческой направленности» и другие трудные проблемы обозначены лишь в теории.
Информация из участвующих в эксперименте городов также демонстрирует отсутствие уверенности. Заместитель начальника Управления здравоохранения провинции Гуандун Ляо Синьбо в прошлом году написал в своем блоге: «Выполнить экспериментальные задачи за оставшиеся 20 месяцев очень трудно! Нехватка вложений – это только одна из проблем, главная проблема, которая препятствует проведению реформы госбольниц, заключается в том, что направление реформ остается неизвестным».
Под этим «направлением» имеются в виду отношения между правительством и больницами. Какие же между ними отношения? Отношения вышестоящего и нижестоящего органов, или отношения между контролирующим и подконтрольным органами, или вообще контрактные отношения? Не имея возможности ответить на этот вопрос, Ляо Синьбо теряется в сомнениях.
Министр здравоохранения Китая Чэнь Чжу также с некоторой долей безысходности отметил: «Глубокие проблемы системного механизма, которые затрагивает реформа госбольниц, вряд ли опишешь двумя словами». На самом деле, сам факт создания и подведомственный характер госбольниц связаны не только с органами здравоохранения, но и со многими другими областями и структурами, а именно – образованием, армией, госпредприятиями и т.д. Созданные правительством больницы также делятся на центральные, провинциальные, районные, городские, уездные и т.д. А что касается управления и контроля, то подбор кадров, назначение главврача и другие вопросы обычно не относятся к сфере системы здравоохранения. |
|