30-летний Мэн Фаньтай долго не выдержал – поспешил открыть свой магазин автомобильных принадлежностей и аксессуаров. Он приехал в уезд Юйшу всего год назад и при землетрясении понес убытки в размере 100 тыс. юаней. Однако он решил остаться в Юйшу и снова наладить бизнес. «Правительство устанавливает модульные дома, чтобы как можно быстрее помочь нам восстановить торговлю, – рассказывает Мэн, оторвавшись на мгновение от своих упаковок. – Цены, однако, – прежние, торгово-промышленная инспекция уже проверяла нас». Покупатель, пришедший за насосом, рассказывает: «Каждый из нас получил свою долю гуманитарной помощи, и потому у нас не наблюдается воровства и мародерства среди населения».
К лотку у входа в магазин Мэн Фаньтаня подошли монахи с запыленными лицами. Мэн тут же продал им респираторные маски по цене один юань за штуку. Довольные покупатели снова ушли в гору, прихватив свои лопаты...
На площади им. Гэсэра (богатырь-главный герой одноименного тибетского эпоса) две женщины месят тесто, а на раскаленной сковороде уже закипает масло; 38-летний Сюй Чжаньюн жарит лепешки, и аромат привлекает прохожих. «Вставайте в очередь, угощу каждого!», – обещает Сюй и тут же бесплатно раздает свежую продукцию. Эти люди приехали в Юйшу из Хэнани и открыли здесь свой хлебный магазин. Но при подземных толчках их дома разрушились. На днях булочники и пекари ночевали под навесом на конском пастбище, но уже 20 апреля они получили палатки и вернулись в город.
«Товары из нашего магазина оказались засыпанными землей, нам удалось извлечь только семь пакетов муки. Мы тут же наскоро соорудили печь и поставили сковороду, чтобы жарить лепешки... Дом наш рухнул, но мы бодры духом. Магазина не стало, но мы-то живы! Человек все может, значит, мы тоже можем все начать с начала».
Река Чжацюй протекает через поселок Цзегу. Все постройки на ее берегах разрушены или полностью обвалились, водопроводные сооружения повреждены, и местные жители вырыли мелкие колодцы, вода в которых содержит многие примеси. Безусловно, такая питьевая вода вредна для здоровья. В настоящее время на берегах Чжацюй работает более 20 членов геологоразведочной экспедиции. Три экскаватора задействованы постоянно. Ли Юши – один из геологов, сказал, что люди работают в напряженном режиме ради того, чтобы жители уездного города как можно раньше получили доступ к чистой подземной питьевой воде, которая залегает на глубине 50 м.
Жилой район «Цзяцзинян» находится в двух километрах от поселка Цзегу, разрушенный почти полностью. Жители 1460 семей уже переселились в палатки, и место, где они временно проживают, получило название «Палаточный поселок». Перед палаткой местного штаба по противостоянию землетрясению организован передвижной медпункт, где местное население получает медицинскую помощь врачей Сычуаньского общества Красного Креста; добровольцы, с красными шелковыми ленточками на груди, выдают антисептики и противогриппозные препараты.
С 19 апреля местные жители получают рис, муку, угольные брикеты. Людям роздали плитки, и они уже приспособились готовить на угле. На склоне горы, мирно пасутся коровы и овцы. На середине склона, в развалах камней, стоит палатка в разноцветных заплатах, возле которой бродит скот. Хозяйка палатки, 24-летняя тибетка по имени Лосунцоси, говорит, что это место называют «Жэику», что по-тибетски означает «гостеприимное пристанище скотоводов». При землетрясении дом этой женщины и загон для скота обрушились. Она сумела вытащить из завалов своего мужа и сына. У мужа повреждена поясница. Кроме того, камнями придавило трех коров.
«Беда уже позади, мы должны продолжать жить!», – говорит Лосунцоси. Весь скарб, оставшийся после землетрясения, перетащили в горы все 13 членов ее семьи. Каждый день некоторые домочадцы спускаются в поселок за водой или чем-то необходимым для жизни. |
|