В поисках старого Шанхая
ХУАН ЛИВЭЙ, фото ВАНЬ ЦЮАНЯ
Когда вы попадаете в Шанхай, вас охватывает чувство безмерного восхищения современной архитектурой зданий, некоторые из которых построены специально для международной выставки ЭКСПО-2010. Любуясь их красотой, вы можете задуматься о том, а каким был Шанхай, скажем, сто лет назад. Если так, то давайте отправимся в путешествие, в старый Шанхай, и посмотрим здания в стиле шикумэнь.
Путешествие в историю «шикумэнь»
Во второй половине XIX в. в Шанхае появились первые здания такого типа. Это были дома, возведенные из традиционных строительных материалов – дерева и серого кирпича. Деревянный каркас, но кирпичные стены; двустворчатые двери из толстых бревенчатых пластин, но мощные каменные дверные проемы – все это определило стиль «шикумэнь», который в буквальном переводе с китайского языка означает «ворота в каменное хранилище».
Здание музея «Улисян» в районе Лувань, реконструированное в 20-х годах ХХ столетия, – яркий пример стиля «шикумэнь». Его площадь составляет более 500 кв. м. Музей «Улисян» знакомит посетителей с образом жизни тех людей, которые проживали здесь когда-то. «Улисян» – исконное слово шанхайского диалекта, означающее «дом». Поэтому если шанхаец приглашает вас в гости, он обычно говорит: «Проходите в улисян отдохнуть».
В трехэтажном здании музея семь комнат: гостиная, кухня, кабинет, комната пожилых родителей, комната хозяев, комната дочери и комната сына. Такое разграничение комнат в доме показывает традиционную форму трехпоколенной большой семьи. Дом окружен высокой стеной, и жизнь домочадцев, таким образом, скрыта от внешнего наблюдателя, защищена от шумной и чуждой улицы.
И вот вы входите в «улисян». При входе сразу возникает ощущение «лунтана» (弄堂), традиционного шанхайского переулка. Когда-то многие ремесленники и торговцы останавливались здесь. Мастерская кожевника, мастерская сапожника, павильон мелкого торговца – все это способствует вашему погружению в атмосферу старого Шанхая.
Внутренний дворик (кит. «тяньцзин»), куда вы выходите, пленяет своим очарованием. Плетеный стул, искусственная горка не оставляют вас равнодушными. Вы пересекаете его и попадаете в гостиную, где хозяин дома традиционно принимал гостей. За ней находится еще один дворик (кит. «хоутяньцзин»), далее кухня и черный ход. По обеим сторонам внутреннего дворика «тяньцзин» расположены здания «сянфан». По предназначению комнат они абсолютно одинаковы – и там, и там, на первом и втором этажах, есть кабинет и комната пожилых родителей. А вот в той части, где находится кухня, на верхнем этаже расположена каморка. Она – у самой лестницы и считается наименее пригодной для жилья. Ее площадь приблизительно равна 6-7 кв. м, а высота стен не превышает и двух метров. Поскольку она ориентирована на север, зимой в ней очень холодно, а летом невыносимо душно. Поэтому ее обычно используют в качестве подсобного помещения, для хозяйственных нужд. Однако бывают случаи, когда в нее поселяют присулугу или сдают в аренду. Так, в 20-30-х годах прошлого столетия многие деятели культуры и искусства, скрываясь от политических преследований, в поисках новой жизни приезжали в Шанхай. Часто они арендовали именно такие каморки в домах стиля «шикумэнь», где изучали материалы, вынашивали идеи и писали произведения.
Всемирно известные литераторы, такие как Лу Синь, Ба Цзинь, Дин Лин, когда-то также жили и творили в этих маленьких комнатушках, став неотъемлемой частью здешней жизни. В их произведениях потому и получила отражение культура «шикумэнь». Более того, в литературоведении появилось специальное название «каморочная литература».
Все представленные в музее экспонаты: печь ли, школьный учебник, или губная помада, или пепельница – относятся к периоду 20-30-х годов прошлого столетия.
Поднявшись на второй этаж, вы попадаете в комнату хозяйки. Здесь на столе лежат румяна «Байцюелин» и инкрустированная яшмой заколка для волос. Патефон играет легкий джаз. Все говорит о том, что хозяйка была женщиной среднего сословия, любительницей всего изысканного и экзотического, умевшей ценить жизнь. Однако она была не так разносторонне развита, как ее дочь, в комнате которой можно увидеть не только старомодную швейную машинку, но и англоязычный журнал с фотографиями голливудских актеров. |