ЖМБ как 3-я мировая расчетная валюта: мечты и реальность
ВЭЙ ЧЖАОЛИ
По причине финансового кризиса, вызванного невыплатами по ипотечным кредитам США, мировая экономика стремительно идет на спад. Мир начал испытывать сомнения относительно нынешней международной финансовой системы, в которой американский доллар является уникальной мощной мировой валютой, благодаря чему на Wallstreet, как говорится, могут «покорять силы природы». Перед открытием лондонского саммита G20 глава Народного банка Китая (Центробанк) Чжоу Сяочуань опубликовал статью, в которой выдвинул предложение о реформировании международной валютной системы и создании единой наднациональной валюты. Предложение произвело большую мировую сенсацию и было воспринято как вызов «жэньминьби» (ЖМБ, юань) юаня нынешней международной валютной системе. Оно прозвучало как окрепший голос Китая, заявляющего о своих правах и положении в мире.
Китайское правительство объявило 8 апреля, что 5 городов (Шанхай и 4 города провинции Гуандун) станут пунктами проведения эксперимента по использованию китайской национальной валюты ЖМБ в качестве расчетной валюты в международной торговле.
Близится время международных расчетов в ЖМБ
Сегодня Китай играет важную роль в мировой экономике, но степень интернационализации ЖМБ пока относительно слабая. В 2008 г. доля Китая в объеме мирового ВВП составила 7%, а в мировом объеме торговли доля Китая равняется 10%. Однако нулевая доля китайского юаня в мировых валютных резервах не отражает существующей реальности: право голоса Китая в Международном валютном фонде (МВФ) составляет всего 3,66%.
Чжоу Сяочуань считает, что нынешний финансовый кризис отражает внутренние недостатки и риски международной валютной системы.
В качестве валюты одного конкретного государства доллар никак не может преодолеть противоречия интересов США и других стран. В этом и состоит внутренний недостаток сегодняшней валютной системы. Например, когда американская экономика находится на стадии подъема, чтобы снизить инфляцию, Совету управляющих ФРС (Федеральной резервной системой США) приходится поднимать процентные ставки и ужесточать денежную политику. В результате уменьшаются объемы денежной эмиссии. И тогда, если для ведения мировой торговли требуется все больше долларов, то противоречия неизбежны.
В настоящее время правительства стран мира принимают пакеты мер по спасению экономики. К примеру, правительство США выдвинуло план стимулирования экономики, предполагающий вложения в размере 838 млрд. долларов; китайское правительство приступило к реализации вложений в объеме 4 трлн. юаней. Однако следует учесть, что из-за особого статуса доллара в международной экономической системе финансовые и денежные политики американского правительства окажут большое влияние на стабильность доллара и активов, просчитанных в долларах, а затем повлияют и на безопасность валютных резервов некоторых стран. Сейчас валютные запасы Китая исчисляются 2 трлн. долларов США. План спасения экономики, разработанный американским правительством, предполагает увеличение размера денежной эмиссии, что приведет к девальвации доллара, который является мировой расчетной валютой. Это окажет прямое влияние на валютные запасы Китая. Поэтому нетрудно понять, почему в последние дни премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао обратился с просьбой к правительству США поторопиться в плане приложения ответственности за валютные резервы других стран, особенно валютные запасы Китая. Одновременно китайское правительство рассматривает варианты соответствующих мер для защиты безопасности своего валютного резерва.
И превращение ЖМБ в одну из мировых расчетных валют стало одной из этих мер.
Руководитель Института изучения мировой экономики и политики Академии общественных наук Китая Юй Юндин подчеркнул, что реформирование международной валютной системы, региональное сотрудничество в области финансов и превращение ЖМБ в одну из мировых расчетных валют составляют 3 главных направления работы Китая в области международных финансов. При этом, намеченная деятельность должна развиваться по всем трем направлениям в полной согласованности.
Развертывание процесса становления ЖМБ международной валютой
Уже несколько лет назад ЖМБ приобрел потенциал для того, чтобы стать расчетной валютой в приграничной торговле и выступать в качестве расчетной единицы при оплате по кредитным карточкам за рубежом. В 90-х годах прошлого века Китай подписал ряд соглашений о ведении расчетов в валютах двух стран в приграничной торговле с Вьетнамом, Монголией, Россией и т.д. Широкое использование китайских кредитных карт за рубежом также способствует осуществлению в международной торговле расчетов в юанях. С 2004 г. кредитные карты в юаневом исчислении были постепенно допущены к оплате в 18 странах и регионах, таких как Республика Корея, Сянган, Аомэнь и др.
Наряду с расширением районов хождения юаня Центробанк Китая также ускорил шаги по пути превращения ЖМБ в региональную и мировую расчетную валюту. С декабря 2008 г. Центробанк подписал с 6 странами соглашения об обмене валют двух стран (это означает, что в двухсторонней торговле и инвестировании можно не использовать валюту третьей страны). Общая сумма получивших хождение в этих странах юаней достигла 650 млрд., что составило 5% китайских валютных резервов.
На самом деле, целью этих соглашений является стремление обойти доллар как резервную валюту для расчетов в торговле и инвестировании. Это стало важной вехой в продвижении к интернационализации ЖМБ.
8 апреля 2009 г. Госсовет Китая утвердил и разрешил расчеты в юанях в международной торговле в Шанхае и 4 городах провинции Гуандун, что ускорит процесс превращения ЖМБ в единую расчетную валюту.
Благодаря многолетнему периоду реформ и открытости постепенно растет экономическая мощь Китая, ширятся масштабы связи Китая с зарубежными странами. При этом валютный курс ЖМБ является стабильным, а уровень инфляции – низким. Все это укрепляет репутацию юаня в приграничных странах и регионах. Кроме того, сейчас две основные международные валюты, а именно доллар и евро, не являются стабильными, поэтому приближается время ведения расчетов в международной торговле в юанях.
Шансы и вызовы
В процессе продвижения ЖМБ к статусу международной валюты Китай, несомненно, извлечет большую пользу.
Соглашения об обмене валют и осуществление расчетов в международной торговле в юанях будут значительно способствовать ведению торговли и размещению инвестиций в регионе, а также финансовой стабильности, что повысит региональный статус китайской национальной валюты. Продолжается и процесс совершенствования китайской финансовой системы. Превращение юаня в международную расчетную единицу будет способствовать дальнейшей открытости китайского финансового рынка. Увеличится количество видов финансовых товаров, китайский финансовый рынок достигнет расцвета, финансовая система будет совершенной, упрочится и международный статус ЖМБ. Кроме того, это полезно и для безопасности резервных активов. Конвертируемость юаня означает, что ЖМБ может стать мировой резервной валютой, и Китаю не нужно будет держать так много долларов в качестве валютного резерва, а значит, стране не придется заботиться о стабильности доллара и долларовых активов.
Конечно, по мнению некоторых финансистов, процесс интернационализации ЖМБ не означает, что можно полностью заменить доллар. Просто этот процесс поможет ЖМБ стать одной из основных расчетных валют в международной финансовой системе. Разумеется, эта цель является долгосрочной.
Во-первых, «любая мощная национальная валюта должна быть поддержана мощной экономикой. Экономические подъемы и спады оказывают большое влияние на курс валюты, поэтому стабильное развитие экономики является важным условием интернационализации ЖМБ», – подчеркнул главный экономист фондовой компании «Чжунцзинь» Ха Цзимин. Китайская экономика, особенно реальная экономика, пока еще не достаточно мощная, чтобы быть в состоянии поддержать интернационализацию ЖМБ.
Во-вторых, виды финансовых продуктов в Китае еще не так разнообразны, финансовая система не достигла совершенства, а система финансового контроля пока незрелая. Благодаря интернационализации ЖМБ, станут реальностью полная открытость статьей движения капиталов и полная конвертация юаня, а пока в Китае реализуется лишь свободный обмен юаня при текущих расчетах. Но если мы утратим контроль над статьями движения капиталов, который защищает внутренний финансовый рынок от международного капитала, то финансовая система страны подвергнется серьезному внешнему удару. Поэтому интернационализация китайского юаня – дело непростое и долгое.
В-третьих, в процессе интернационализации китайской национальной валюты будет поставлена перед вызовом способность правительства к макрорегулированию, особенно к ведению денежной политики. В процессе продвижения интернационализации ЖМБ следует уделять особое внимание размерам денежной массы. В результате хождения ЖМБ за рубежом возрастет ее количество за пределами страны. Если эти ЖМБ вернутся в Китай, они окажут большое влияние на денежную политику Центробанка. Например, если в стране произойдет инфляция, то Центробанк будет вынужден проводить умеренно жесткую денежную политику, т.е. придется поднять процентные ставки. Но если большая масса ЖМБ вернется в Китай, то поднять процентные ставки будет нелегко.
Интернационализация ЖМБ будет длительным процессом. Однако этот процесс приведет Китай в ряды развитых стран.