Посланец света из России

ВАН ФАН

В последний день октября мы приехали в Дацин (пров. Хэйлунцзян) – город нефтяников, расположенный на северо-востоке Китая. 50 лет назад здесь обнаружили самое большое в Китае нефтяное месторождение, и десятки тысяч человек со всех концов страны приехали на здешние нефтепромыслы. 10 лет назад офтальмолог Душин Николай Васильевич приехал в этот город из далекой Москвы и стал жить и работать в Китае. 

    В течение этих лет Душин принял 80 тыс. чел/раз пациентов и сделал более 2000 операций. В 2009 г.он удостоился награды китайского правительства за свой вклад в развитие китайского общества: его труд был отмечен самой высокой наградой, которую получают иностранные специалисты в Китае, – медалью «Дружба».

    Посланец света

    31 октября, суббота, утро. Солнечный свет заливает один из кабинетов, что находится на первом этаже Дацинской глазной больницы. Врач Душин осматривает больного, он строг и внимателен.

    64-летний Душин является профессором кафедры глазных болезней Российского университета дружбы народов (РУДН). Он выезжает в служебные командировки в Йемен, Сирию, на Кипр... Что касается его работы в Китае, то нельзя не упомянуть здесь об одном китайском специалисте. 

    В 1994 г. на кафедру глазных болезней РУДН приехал на стажировку китайский специалист, Цуй Хайбинь, один из нынешних руководителей Дацинской глазной больницы. После возвращения в Китай он продолжал поддерживать контакты с профессорами кафедры глазных болезней РУДН. В 1999 г. была создана Дацинская глазная больница, которая с помощью Цуй Хайбиня заключила договор о сотрудничестве с кафедрой глазных болезней РУДН. С того времени более 40 российских медиков работали в этой больнице.

    По договору приехал сюда и Душин. В настоящее время он – шеф-специалист Дацинской больницы. «Несмотря на то, что пальцы у него большие и не очень-то тонкие, эти пальцы совершают чудеса на операционном столе», – с почтением в голосе говорит доктор Фу Яньхун, который не раз оперировал с Душиным.

    Благодаря авторитету Душина и его высокому искусству врачевания сюда обращались за помощью многие пациенты. Среди них и Чжан Синьпэн, крестьянин из деревни Сяньцзинь, поселка Хунци, узеда Линьдянь (Дацин). Ему уже 64 года. В 5 лет у него на обоих глазах появились ювенильные глаукомы, и с тех пор он жил в сумеречном мире. «Я мог видеть лицо человека, но какие у него глаза, сказать не мог».

    В феврале 2008 г. с помощью знакомых Чжан Синьпэн приехал в Дацинскую глазную больницу, чтобы показаться Душину. После осмотра Душин решил сделать пересадку роговицы на правом глазу пациента, который был еще чуток к свету. «Он мне сказал, что мой глаз можно спасти, вот что меня порадовало, – вспоминает Чжан Синьпэн. – Теперь острота зрения правого глаза равняется 0,4. Наконец-то я могу видеть молодой месяц».

    Впрочем, Душин рад еще больше, чем его пациент: «У нас очень выгодная профессия. Представляете, приходит слепой человек, ничего не видит, а мы сделали операцию, и он видит. Врач получает больше радости, чем больной».

    Неутомимый учитель

    Душин не только лечит глазные болезни, но и преподает офтальмологию. Когда на работу устраиваются новые врачи, они всегда в течение первых трех месяцев или полугода сидят вместе с Душиным во время приема больных. Душин оперирует вместе с ними, осматривает больных и не таит своих профессиональных секретов. Более того, он регулярно читает для других врачей лекции по специальности. Молодых врачей, работающих под руководством Душина, не назовешь начинающими: в настоящее время они могут самостоятельно делать сложные операции, пишут научные статьи, и уже более 20 их работ опубликованы в изданиях государственного уровня.

    В глазах коллег Душин просто радушный пожилой человек, который всегда с удовольствием отвечает на профессиональные вопросы. Иногда Николай Васильевич ходит с коллегами в ресторан поужинать и во время этих совместных трапез беседует со своими учениками о их жизни и работе, дает полезные советы и учит молодежь писать статьи. «Это общительный человек, он часто показывает нам фотографии, которые делает сам, охотно рассказывает о себе и о людях, запечатленных на этих снимках. Нам интересно и очень радостно работать с ним», – говорит Фу Яньхун. 

    Между прочим, Душин доволен «своими учениками». По его словам, «они очень старательные; они начинают с азов, работают во всех кабинетах, осваивают многие навыки». Те, кто три-пять лет назад начинал свою врачебную практику рядом с русским врачом, теперь стали прекрасными хирургами.

    Страсть к общественной работе

    В 2007 г. в Дацинской глазной больнице создали банк роговицы, первый за пределами административных центров трех провинций Северо-Восточного Китая. Создание банка тесно связано с именем Душина.

    «Его понимание ценности жизни совпадает с нашим, мы прислушиваемся к его мнению, тем более что он советует нам, какие шаги предпринять в области дальнейшего развития нашего учреждения», – сообщил нам директор Дацинской больницы Юй Яогуан. Примерно в 2004 г. Душин предложил создать банк роговицы, ведь «очень многим пациентам требуется пересадка роговицы, и, когда другого метода лечения нет, то самую главную проблему составляет дефицит донорского материала. Если в больнице будет свой банк роговицы, мы сможем помочь еще большему количеству больных». Об этом руководство больницы думало долго, поскольку для создания такого банка необходимы ибольшие людские резервы, и крупные средства, и это притом, что банк роговицы не будет приносить прибылей этой частной больнице. Вопрос изучали долго, искали аргументы «за», разбирали все «против». Почти три года прошло, пока больница решилась принять предложение Душина. Сейчас банк получил донорскую роговицу от 38 человек, и 80 с лишним пациентам сделали удачную пересадку роговицы.

    «Прошу СМИ опубликовать призыв: человек смертен, и не задерживается на Земле, но после него остается то, что служит людям», – сказал Душин.

    Он активно оказывает бесплатную медицинскую помощь. Бесплатное лечение организовала Дацинская глазная больница. Директор Юй Яогуан вспомнил, как «пять лет назад, в один из осенних вечеров шел дождь, и машина, поехавшая в деревню неподалеку, застряла в канаве. Бригада врачей выехала, чтобы оказать бесплатную медицинскую помощь, но помощь пришлось оказывать машине. Душин не говоря ни слова, снял обувь, засучил штанины и толкал автомобиль вместе с нами». Тогдашняя картина до сих пор трогает Юй Яогуана. 

    Спокойная жизнь

    Николай Васильевич живет на седьмом этаже больницы. Его рабочий день начинается с 7:50, в 11:30 доктор обедает, а затем с 13:00 до 16:30 опять ведет прием больных. Пациентов много, и поэтому Душин имеет только один выходной день в неделю. Обедает и ужинает он в столовой при больнице. «Китайская кухня мне очень нравится. Она разнообразная, вкусная»,– говорит Душин.

    Живя в Китае, русский врач не испытывает никаких трудностей, хотя и не очень хорошо понимает китайский язык. «Я учился и работал в РУДН, вся моя жизнь прошла рядом с иностранцами. В моей учебной группе было всего 4 советских студента, остальные 15 – иностранцы. Я привык». Иногда он скучает по семье и московским друзьям, но, к счастью, есть Интернет и Skype, с помощью которых доктор может говорить с родными и близкими каждый день. Иногда к Душину приезжает супруга и две дочери. Например, в конце сентября супруга сопровождала его в Пекин, где состоялась церемония вручения медали «Дружба».

    Побывав во многих городах Китая, Душин больше всего полюбил Дацин. «Здешний климат мне очень нравится, летом прохладно, зимой не холодно. В этом городе видят перспективу развития офтальмологии, и у нас сложились очень добрые отношения с руководством больницы и специалистами».

    Кажется, для Душина жить в Дацине спокойнее, чем в Москве. «В Москве с утра как ушел, так и приходишь поздно вечером. Как много проблем! Все куда-то бегут. А здесь все по-другому. Это работа для человека, которому уже за шестьдесят», – в открытую признается Душин.

    Что касается будущего, то у Душина есть мечты: «Желаю, чтобы было достаточно роговицы для пересадки. Надо добиться того, чтобы можно было остановить прогрессирующую близорукость, особенно у детей. Еще есть цель, чтобы медицина развивалась, мы находили еще новые, более совершенные методы для лечения глазных болезней. Эта цель была поставлена, когда я еще был молодым, в 20, затем – в 30, 40 лет...Она и сейчас остается такой же».
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал |
  2. Copyright © 2009-2010, kntan