Отец китайской космонавтики Цянь Сюесэнь
ВАН ТЯНЬИ
«Он – блистательная вершина нашей эпохи в этой области науки. Его яркая полная смысла жизнь не объясняется одним словом ''талант''».
– Агентство Синьхуа
«Он являет собой выдающийся образец китайского интеллигента. Он – знамя».
– Газета «Гуанмин жибао»
«В Китае не часто встретишь другого такого ученого, который способен добиться таких выдающихся успехов в своей специальности и судьба которого при этом тесно связана с политикой, нацией и эпохой».
– Ежемесячный журнал «Чжунго синьвэнь чжоукань»
Он слышал много хвалебных речей в свой адрес. Однако на этот раз он уже не сумеет выслушать их со скромной улыбкой, как он всегда это делал. 31 октября Цянь Сюесэнь, которого считают отцом китайской космонавтики и отцом китайских управляемых ракет, скончался в возрасте 98 лет.
Цянь Сюесэнь как самый знаменитый ученый современного Китая сыграл неизмеримую роль в истории китайского научно-технического прогресса. В сообщении агентства Синьхуа говорится так: «Цянь Сюесэнь стал мастером из мастеров и заслужил добрую славу ''ученого-стратега''. Это потому, что он всегда дерзает, всегда смеет думать о том, о чем другие не смеют и помышлять, он смеет делать то, на что другие не могут решиться».
Что же до простых китайцев, то они уважают Цянь Сюесэня за его патриотизм. 6 ноября несколько десятков тысяч человек присутствовали на траурном митинге в память о нем.
Посмотрим, что Цянь Сюесэнь сделал в своей жизни.
Возвращение на Родину наперекор всем трудностям
Ниже следует запись допроса, имевшего место более 60 лет назад.
Американский прокурор задает вопрос: «Правительству чьей страны ты предан»? Цянь Сюесэнь отвечает: «Я китаец. Конечно, я предан китайскому народу. И поэтому я предан тому правительству, которое принесет выгоду китайскому народу».
Еще вопрос: «Ты подал прошение о возвращении на материк Китая. Будешь ли ты своими знаниями служить коммунистическим властям на материке Китая?» Цянь Сюесэнь отвечает: «Знания – это мое личное имущество. Я имею право решать, кому его предоставить».
Эта запись свидетельствует о несправедливом допросе, которому Цянь Сюесэнь подвергся в 1949 г.,когда собирался вернуться на Родину.
В 1949 г. Цянь Сюесэнь уже был профессором Массачусетского технологического института, известным во всем мире специалистом в области реактивных двигателей и консультантом Института вооружений ВМС США. Он выдвинул несколько важных идей в области изучения ракет и аэронавтики. Он разработал и создал ракетный ускоритель взлета, благодаря которому сократилась взлетно-посадочная полоса. Он также выдвинул идею о ядерной ракете и изучал возможность межпланетного полета. Эти его научные идеи были затем реализованы в результате развития авиационной и космической техники.
Хотя в своих изысканиях в авиационной и космической сфере Цянь Сюесэнь уже достиг в США заметных успехов, он все время следил за развитием науки на Родине. Когда-то Цянь Сюесэнь сказал: «Я уехал в США в 1935 году и вернулся на Родину в 1955 году. Целых 20 лет остались в США. В течение первых трех-четырех лет я там учился, а в последующие годы работал. Но я делал все это для того, чтобы однажды, когда вернусь на Родину, я мог делать что-то для своего народа. Я долго оставался в США, но я никогда не думал жить там всю жизнь».
В 1949 г., когда Цянь Сюесэнь услышал об образовании КНР, он принял решение вернуться в Китай.
Но обратный путь оказался не таким уж гладким: в те годы в США поднялась антикоммунистическая волна маккартизма. Цянь Сюесэня обвинили в пособничестве коммунистам и в том, что он намерен вернуться в Китай с похищенными секретными документами. Ученый 15 дней пробыл в заключении. Хотя позже его освободили и выпустили на поруки, он все время находился под надзором Федерального бюро расследований и был ограничен в свободном передвижении Службой гражданства и иммиграции США. Фактически он пять лет находился под домашним арестом.
Однажды в июне 1955 г. Цянь Сюесэню и его супруге удалось избавиться от слежки, и они сумели переправить родственникам в Бельгии письмо, в котором сообщали о своем намерении как можно скорее вернуться на Родину. Письмо, в конце концов, было передано тогдашнему премьеру Госсовета Китая Чжоу Эньлаю. Скоро в Женеве начались китайско-американские переговоры на уровне послов. Благодаря усилиям китайской стороны американское правительство в конце концов разрешило Цянь Сюесэню выехать из США. Согласно воспоминаниям тогдашнего представителя китайской стороны Ван Биннаня, Чжоу Эньлай, вспоминая об этих переговорах, сказал, что хотя в ходе переговоров стороны не достигли положительных результатов, однако Китай сумел вернуть Цянь Сюесэня. За одно только это можно назвать эти переговоры удачными.
Цянь Юнган, сын Цянь Сюесэня, вспоминает: «Тогда самого первого самолетного рейса в Сянган нам предстояло ждать две недели. Отец сразу решил купить билет на пароход и возвращаться домой морем». Пароход более месяца мотало по волнам, и в начале октября Цянь Сюесэнь с семьей прибыл в Сянган, откуда в тот же день вернулся на Родину.
Основоположник китайской космонавтики и ракетных исследований
В конце 1955 г., когда Цянь Сюесэнь посетил Харбинский институт военной инженерии, тогдашний ректор – генерал Чэнь Гэн спросил: «Как вы думаете, смогут ли китайцы освоить ракетную технику»? Цянь Сюесэнь ответил: «Иностранцы могут, и мы, конечно, тоже сможем!» Чэнь Гэн рассмеялся и сказал: «Это именно то, что мы хотели услышать от вас».
В качестве авторитетного специалиста Цянь Сюесэнь многое сделал для распространения научных знаний среди руководителей страны и командного состава НОАК,в том числе Чэнь И, Е Цзяньина и др. В феврале 1956 г., получив поощрение и поддержку от премьера Госсовета Чжоу Эньлая, Цянь Сюесэнь разработал «Мнение относительно создания оборонной промышленности нашей страны», предложив тем самым важный проект создания и развития ракетной техники в Китае. В марте того же года Цянь Сюесэнь составил первую перспективно-целевую программу Нового Китая по вопросам развития науки и техники; он руководил составлением доклада о создании проекта реактивной и ракетной техники, которой предстояло играть важную роль в продвижении развития науки и техники, промышленности, сельского хозяйства и обороны нового Китая. В то же время Цянь Сюесэнь по особому распоряжению вел работу по учреждению первого в Китае ведомства, ориентированного на изучение ракет и управляемых снарядов, – 5-й академии при Министерстве обороны. Он стал ректором этой академии.
8 октября 1956 г. в Пекине была учреждена 5-я академия Министерства обороны, и этот день считается днем основания научно-исследовательской структуры Нового Китая по изучению ракетного и космического дела.
В октябре 1966 г. под руководством маршала Не Жунчжэня и при содействии Цянь Сюесэня на ракетодроме в городе Цзюцюань (пров. Ганьсу) успешно прошли летные испытания управляемого снаряда средней и ближней дальности, несущего на себе атомную бомбу. Атомный взрыв был произведен на намеченном расстоянии и назначенной высоте. Успешное завершение этого испытания явилось сигналом того, что в Китае есть ракетно-ядерное оружие, разработанное для самообороны.
В это время Цянь Сюесэнь также участвовал в разработке первого в Китае искусственного спутника. В 1958 г. в Академии наук Китая была создана руководящая группа во главе с Цянь Сюесэнем, которая отвечала за создание структуры по проектированию и изучению искусственного спутника, ракеты-носителя, спутника-зонда и физики космоса. 24 апреля 1970 г. был произведен успешный запуск спутника «Дунфанхун–1». Мелодия «Дунфанхун» («Алеет Восток») прозвучала в космосе, раздаваясь во всем мире.
6 ноября 2009 г. в выступлениях на траурном митинге, посвященном памяти Цянь Сюесэня, провожавшие ученого в последний путь обобщили вклад великого исследователя космоса в космическую и оборонную программы Китая. Под руководством Цянь Сюесэня достигнуты следующие успехи:
– 1956 г.: учреждено первое в Китае ведомство по изучению ракет и управляемых снарядов.
– 1956 г.: создано первое в Китае НИИ аэродинамики.
– 1960 г.: произведен успешный запуск первой в Китае ракеты-зонда на жидком топливе.
– 1960 г.: произведен успешный запуск первого в Китае управляемого снаряда ближней дальности класса «земля–земля».
– 1964 г.: успешно прошли пробные испытания первого в Китае усовершенствованного управляемого снаряда ближней и средней дальности класса «земля–земля».
– 1966 г.: успешно осуществлена первая в Китае попытка начинить управляемый снаряд атомной взрывчаткой.
– 1970 г.: произведен успешный запуск первого в Китае искусственного спутника Земли.
– 1971 г.: произведен успешный запуск спутника «Шицзянь–1», и Китай впервые получил данные космической разведки. Это знаменовало наличие китайского опыта в области разработки спутников прикладного значения и спутников связи.
– С 1972 по 1979 г. была разработана первая в Китае подводная лодка на ядерном топливе.
– 1975 г.: успешно запущен первый в Китае возвращаемый спутник.
– 1984 г.: успешно запущен на геостационарную орбиту первый китайский спутник связи.
Поступки корифея науки
В 1994 и 2001 г. Цянь Сюесэнь дважды получил премию за свой вклад в развитие науки и техники Китая. Все премии в сумме 2 млн. сянганских долларов он пожертвовал на проект по упорядочению пустынь в западных районах Китая, сказав при этом: «Моя фамилия ''Цянь'' (что в китайском означает ''деньги''), но я не гонюсь за деньгами».
При жизни Цянь Сюесэнь прилагал все свои усилия в сфере научных исследований, не обращая внимания на то, какие должности он занимает. Он даже неоднократно подавал просьбу о том, чтобы уволиться с руководящих постов. Просьба эта была услышана, и долгое время он служил в должности заместителя. Он по своей инициативе попросил снять с него звание «академика Академии наук Китая и академика Инженерной академии Китая». Он подчинял себя следующим принципам: не делать памятных надписей, не писать предисловий ни к каким книгам, не присутствовать ни на каких мероприятиях только ради внешнего приличия, не давать интервью СМИ.
Цянь Сюесэнь когда-то вспоминал о трех самых волнующих моментах в его жизни. «Первый раз, это было в 1955 году, когда мне разрешили вернуться на Родину.Я подарил моему научному учителю Теодору фон Карману мою новую книгу ''Инженерная кибернетика''.Перелистывая ее, он со вздохом сказал: ''Ты уже превзошел меня в научной работе''. Я, китаец, превзошел известного всему миру авторитета науки и добыл славу соотечественникам. Я был очень взволнован... Второй раз, это было, когда меня принимали в ряды КПК. Я был так взволнован, что не мог заснуть в ту ночь. Третий раз – это когда я удостоился звания ''Отличный коммунист'' вместе с четырьмя другими членами КПК, которые после Освобождения пользовались высоким авторитетом среди народа. Это Лэй Фэн, Цзяо Юйлу, Ван Цзиньси и Ши Лайхэ. Я оказался в одном ряду с ними, как же я мог сдержать волнение?!»