Рассекретить имущество чиновников – лед тронулся
25 мая 2008 г. в районе Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района было обнародовано «Положение о декларировании имущества руководящих должностных лиц на уровне уезда», в котором впервые выдвинуто требование обеспечить прозрачность имущества и финансового состояния чиновников уездного уровня. В первый день 2009 г. на местном сайте в открытом доступе появились таблицы, содержащие сведения об имуществе 55 чиновников уездов, которых только что назначили на руководящие должности. Массы получили доступ к абсолютно новой информации. Это произвело сенсацию в обществе.
«Гуанмин жибао»: взгляд масс – луч солнечного света против коррупции
«Солнечный свет убивает бактерии». Обеспечение прозрачности имущества должностных лиц в глазах народных масс – не только хорошее проявление заботы правительства, сознающего свою ответственность в период осуществления современной демократической политики, но и гарантия права масс на информацию, гарантия народного контроля. Чем больше будут знать массы, тем лучше будет выполнять свои обязанности правительство, и тем полнее реализуются общественные интересы.
«Сиань ваньбао»: остается пространство для улучшения
С одной стороны, мы приветствуем декларирование имущества и финансового состояния чиновников, а с другой, мы должны выявить недостатки данной системы, которую предстоит улучшать. Во-первых, «Положение» предусматривает не полное рассекречивание тайны имущества чиновников, коль скоро не касается членов их семей. Во-вторых, хотя «Секретная таблица декларирования» и помогает обеспечить право на личную тайну чиновников, она в то же время препятствует реализации права масс на получение информации. Кроме того, до сих пор еще не разработаны конкретные меры для обеспечения правдивого декларирования имущества чиновников.
«Чжунго циннянь бао» («Китайская молодежь»): пусть рассекречивание тайны имущества чиновников будет даже всего лишь формальным…
Даже если рассекречивание тайны имущества должностных лиц будет поначалу соблюдаться лишь для проформы, тем не менее, этот шаг сулит китайской политике небывалые изменения в тысячелетней практике управления. Это большая сила. Что же касается китайской политики, то форма сама по себе имеет в ней особую методологическую значимость. Только после того, как мы определим методы, мы сумеем поставить на повестку дня их совершенствование.
«Фачжи жибао»: рады видеть брошенные в землю зерна – ждем всходов
В обновлении общественной системы и практики мы приветствуем любое продвижение вперед, даже если это всего лишь маленький шаг. Любое новшество такого рода следует принимать и поощрять. Поэтому что касается «зерен», брошенных в землю в районе Алтай, мы должны признать такой опыт, как публикация данных об имуществе должностных лиц, поощрять его и ждать «всходов» по всей стране. Одновременно необходимо нормализовать это начинание, упорядочить, поставить его на научную основу и систематизировать.
«Дунфан цзао бао»:луч солнца, высвечивающий имущественное состояние чиновника, выглянул из-за горизонта
Еще в 1994 г. разработка «Закона о декларировании доходов и имущества» была включена в план работы Всекитайского собрания народных представителей. Сегодня в районе Алтай уже приступили к практике обеспечения прозрачности имущества должностных лиц. Хотя до рождения «солнечного закона» предстоит пройти еще немалый путь, простые массы все же смогут уже сейчас ощутить его тепло. В процессе продвижения «солнечного закона» 2009 год уже стал «начальной точкой его истории».