От добрососедства к стратегическому партнерству и взаимодействию
ИГОРЬ РОГАЧЕВ, Член Совета Федерации РФ, бывший Посол РФ в КНР
Около века назад один из наиболее прозорливых и дальновидных российских политических деятелей, С. Ю. Витте отмечал, что в интересах России иметь на Востоке своим соседом сильный и целостный Китай. С. Ю. Витте видел в этом залог безопасности нашей страны на ее дальневосточных рубежах и, следовательно, основу для будущего благоденствия и стабильного развития России.
Советский Союз признал Китайскую Народную Республику 2 октября 1949 г., т.е. на следующий день после ее провозглашения. Поскольку все прежние договоры СССР с Китаем утратили силу, перед Москвой и Пекином встала задача создания новой базы договорных отношений. 14 февраля 1950 г. Советский Союз и молодая Китайская Народная Республика заключили важный межгосударственный договор – Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Стороны приняли на себя обязательства, в случае возникновения вооруженного конфликта, оказывать друг другу военную и прочую помощь. История показала, что в сложной послевоенной ситуации этот документ сыграл весьма значительную роль: стал мощным фактором стабилизации международной обстановки, укрепил позиции СССР и КНР на мировой арене, в большой степени способствовал становлению Нового Китая и – что особенно важно – как никогда ранее сблизил народы двух стран. Это был союз двух соседей в специфических условиях «холодной войны», отвечавший их интересам в конкретной исторической обстановке.
Всю историю взаимосвязей наших государств после 1949 г. можно охарактеризовать как поиск оптимальной модели сосуществования и сотрудничества двух соседних держав. За первые три десятилетия они прошли весьма сложный, подчас драматический путь, на котором было все: и военно-политический союз, и идеологические, и межпартийные разногласия, переросшие в межгосударственное противостояние.
В 1982 г. была достигнута взаимная договоренность о проведении политических переговоров на уровне заместителей министров иностранных дел в качестве специальных уполномоченных правительств. Эти переговоры имели целью нормализацию отношений двух стран. По итогам работы, проделанной на 12 раундах советско-китайских политических консультаций, были подготовлены материалы к встрече в Пекине высших руководителей двух стран. Эта встреча вошла в историю, так как на ней, в конце концов, была достигнута нормализация межгосударственных отношений. Это произошло во время переговоров, состоявшихся 15–19 мая 1989 г. в Пекине, когда президент СССР М. С. Горбачев встречался с Дэн Сяопином и другими руководителями КНР. Дэн Сяопин предложил тогда емкую и точную формулу с целью положить конец взаимным расхождениям, недоверию и подозрительности и перейти к качественно новому этапу: «закрыть прошлое, открыть будущее».
Процесс постепенного улучшения и нормализации межгосударственных отношений, начавшийся в последние годы существования Советского Союза, продолжился и после образования Российской Федерации.
В конце 1991 г. Пекин официально информировал Москву о том, что китайское правительство решило признать правительство Российской Федерации и что Китай желает сохранять и развивать отношения дружбы и сотрудничества с Россией на основе «пяти принципов мирного сосуществования».
После того, как в конце 80-х годов СССР и КНР нормализовали свои межгосударственные связи и после распада Советского Союза в 1991 г. отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой последовательно поднялись на три ступени: первая – признание друг друга дружественными странами (1992 г.), вторая – выстраивание конструктивного партнерства (1994 г.), третья – доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие (1996 г.).
В калейдоскопе глобальных изменений была найдена именно та формула, которая позволила оптимальным образом учитывать национальные интересы каждой из наших стран, как на ближайшую перспективу, так и на будущее. В середине 90-х годов такая модель политических взаимоотношений России и Китая стала отчетливо вырисовываться и для Москвы, и для Пекина. Стороны осознали, что добрососедству альтернативы нет. Идеологические разногласия, полемика вокруг которых в течение нескольких десятилетий сводила на нет нормальные двусторонние связи, отошли в прошлое и перестала определять характер отношений двух государств.
И в Москве, и в Пекине сделали вывод о том, что в XXI в. Россия и Китай должны быть стратегическими партнерами, всемерно развивать политический диалог, углублять взаимопонимание и взаимное доверие, наращивать масштабы сотрудничества, вместе решать практические вопросы двусторонних связей, оказывать друг другу поддержку в международных делах.
В результате длительного переговорного процесса (с перерывами он продолжался в течение более чем 40 лет) в конце XX и начале XXI в. Россия и Китай успешно решили весь комплекс вопросов, связанных с общей границей. В 1991, 1994, 2001, 2004 и 2006 г. были подписаны соответствующие межправительственные документы. А 21 июля 2008 г. было завершено юридическое оформление последних двух участков российско-китайской границы в ее восточной части. В этот день в Пекине в ходе официального визита Министра иностранных дел России С. В. Лаврова был подписан Дополнительный протокол-описание российско-китайской границы, который по завершении сторонами внутригосударственных процедур вступил в силу 14 октября 2008 г. Таким образом, пограничных проблем в отношениях между Россией и Китаем больше не существует, впервые за почти 400-летнюю историю межгосударственных отношений России и Китая граница четко обозначена на местности.
1996 и 1997 годы войдут в историю Азиатского континента: по инициативе России и Китая сначала было заключено Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, а затем Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы стран-подписантов: с одной стороны – Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, с другой – Китайская Народная Республика (т. е. в обоих случаях затрагиваются вопросы общей границы между бывшим СССР и Китаем). Тем самым на территории сразу пяти стран был создан уникальный межгосударственный механизм обеспечения регионального мира и безопасности, зона доверия невиданной в Азии транспарентности и предсказуемости военной деятельности.
Ядром российско-китайского взаимодействия в Центральной Азии является Шанхайская организация сотрудничества. В деятельности этой организации наше взаимопонимание с китайскими партнерами является особенно важным. Роль и значение ШОС возрастают, она обеспечивает стабильную ситуацию в регионе совместными усилиями участвующих в этом процессе стран, без вмешательства внерегиональных сил. ШОС – новая модель межгосударственных отношений.
16 июля 2001 г. в московском Кремле президент России В. В. Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали исторический документ – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Заключение этого Договора знаменует собой новые качественные изменения в истории отношений двух стран, утверждает их долгосрочный и стабильный характер на основе добрососедства и дружбы, взаимного доверия и взаимной выгоды, без заключения военно-политического союза. Договор заключен сроком на 20 лет, после чего будет продлеваться каждые пять лет при отсутствии возражений с обеих сторон.
Договор отражает национальные приоритеты обеих стран, учитывает исторический опыт взаимоотношений, их преемственность. Можно сказать, что это своего рода квинтэссенция многолетней договорной практики двух государств. По единодушной оценке сторон, договор носит сбалансированный характер, с его заключением получили прочную гарантию около двухсот соглашений между бывшим СССР и Китаем, между Россией и Китаем, действующих в настоящее время.
К настоящему времени достигнут самый высокий в истории России и Китая уровень взаимопонимания и всестороннего сотрудничества. При этом два государства располагают огромным потенциалом для дальнейшего развития, взаимодополняемости и взаимного стимулирования. Государственные интересы двух соседних держав совпадают или обоюдно близки, российско-китайское сотрудничество в укреплении мира и решении международных проблем политическими методами уже признается как фактор глобального значения. Не может быть сомнения в том, что исторический шанс для России и Китая в XXI в. – это продолжение совместной линии на укрепление и расширение стратегического партнерства и взаимодействия.
Контакты между главами государств России и Китая носят регулярный характер: встречи проводятся не менее трех раз в год. В 2008 г. Президент России Д. А. Медведев и Председатель КНР Ху Цзиньтао провели пять встреч.
23–24 мая 2008 г. состоялся первый официальный визит Президента Российской Федерации Д. А. Медведева в Китай. По итогам переговоров Д. А. Медведев и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию по основным международным вопросам, в которой нашли отражение позиции двух стран по наиболее актуальным проблемам современности.
Действующий с 1996 г. механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая является системообразующим фактором поступательного развития двусторонних отношений во всех основных сферах. Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и к основным международным проблемам совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел, действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и департаментов.
Позиция России по «тайваньскому вопросу» зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г. и состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть Китая. КНР не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.
Россия неизменно признает, что Тибет – неотъемлемая часть Китая. Китайская сторона поддерживает усилия российской стороны в борьбе с террористами и сепаратистами на своей территории.
Как известно, и в России, и в Китае сейчас происходит структурное реформирование экономики. В частности, в нашей стране реализуется «Программа экономического и социального развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2010 гг.». Указом Президента от 27 января 2007 г. создана Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. В Китае же осуществляется стратегия возрождения старых промышленных баз на Северо-Востоке и освоения западных территорий страны. Очень большую роль для экономик наших стран может сыграть координация стратегий регионального развития. В 2006–2009 гг. такая идея неоднократно обсуждалась в ходе российско-китайских переговоров на высшем уровне и получила одобрение с обеих сторон. В своем выступлении на российско-китайском экономическом форуме деловых кругов, состоявшемся 22 марта 2006 г. в Пекине, президент В. В. Путин заявил о том, что «нам важно наладить тесную координацию государственных региональных программ развития. В первую очередь, это касается традиционных партнеров – российского Дальнего Востока и Сибири, а также промышленных баз Северо-Востока Китая и его западных районов». Такая же мысль обозначена в Совместном заявлении, принятом по итогам встречи в Москве президента России Д. А. Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао 17 июня 2009 г.: «координация стратегий развития сопредельных регионов России и Китая способна принести немалую отдачу для ускорения экономического развития соседних территорий двух стран. Нахождение обоюдовыгодных и эффективных путей координации стратегий развития сопредельных регионов России и Китая в интересах народов двух стран будет способствовать не только укреплению дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в российско-китайском приграничье, но и совершенствованию форм и повышению уровня хозяйственного взаимодействия».
В 2008 г. российско-китайский товарооборот увеличился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 55,9 млрд. долларов, в т. ч. российский экспорт вырос на 33,0% и составил 21,2 млрд. долларов, импорт – на 42,3% и достиг 34,7 млрд. долларов. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, начиная с ноября 2008 г., наблюдается снижение объемов двустороннего товарооборота. По данным Государственного таможенного управления КНР, снижение общих объемов двусторонней торговли за январь-март 2009 г. составило 42%.
Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. В настоящее время более
70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями КНР.
Одним из важнейших направлений двусторонних отношений остается взаимодействие в гуманитарно-социальной сфере. Намечены масштабные проекты двустороннего сотрудничества: проведение фестивалей культуры, создание совместных вузов, налаживание более тесной координации между санитарно-эпидемиологическими службами двух стран, популяризация в России лечебных методов традиционной китайской медицины, активизация на плановой основе туристических и спортивных обменов, сотрудничество СМИ. Активно продолжается работа по линии Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития.
Наглядным проявлением высокого уровня российско-китайских отношений стало решение глав государств о проведении в 2006–2007 гг. национальных Годов России в Китае и Китая в России – проектов, беспрецедентных в истории двусторонних отношений. В рамках национальных Годов успешно реализовано около 600 различных мероприятий в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и гуманитарной сферах. Достигнута договоренность о переводе на регулярную основу наиболее значимых и успешных мероприятий в экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях. Особый акцент будет сделан на молодежных контактах. Началось осуществление нового масштабного проекта в сфере гуманитарного сотрудничества – проведение Года русского языка в Китае в 2009 г. и Года китайского языка в России в 2010 г.
Таким образом, оглядываясь на путь пройденный нашими странами за последние 60 лет, можно констатировать, что динамика развития сотрудничества и добрососедства обеих стран ознаменовалась в конце ХХ и начале ХХI в. рубежными событиями, от которых во многом зависят перспективы обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в глобальном масштабе.