Расстояние между идеалом и реальностью
По состоянию на март 2014 г. прошло уже почти 6 лет с тех пор, когда Чжан Синьго в первый раз отправился на рейсовом автобусе от Пекина до района Цаофэйдянь г. Таншань пров. Хэбэй. На протяжении шести лет Чжан Синьго ездит домой лишь раз в неделю. Металлургическая корпорация Шоуду (далее сокращенно «Шоуган»), где он работает, занимает площадь более 30 кв. км., имеет крупнейшие доменные печи, количество которых в мире можно на пальцах сосчитать, да и причал для судов водоизмещением 250 тыс. тонн, в районе завода даже установлены светофоры. В 2005 г. Государственный комитет по делам развития и реформы объявил о переносе Сталеплавильной корпорации Шоуду, находящейся в Пекине, в район Цаофэйдянь г. Таншань пров. Хэбэй – местечко, тесно примыкающее к Бохайскому заливу, вскоре после этого Чжан Синьго начал все время кататься туда-сюда между двумя городами. Его стало мучить то, что после переселения «Шоуган» оказался в ситуации избыточных мощностей в сталелинейной отрасли, начиная с 2009 г. комбинат терпел убытки в течение четырех лет подряд. Тем не менее, ситуация улучшилась в 2013 г.: годовой план был перевыполнен, да и сумма убытка была значительно уменьшена. В то же время переселение «Шоуган» принесло г. Пекину и р-ну Цаофэйдянь много перемен. В Пекине на территории, где раньше размещался «Шоуган», площадью в 8,56 кв. км., будет создан парк культурной и креативной индустрии, офисные и административные корпусы, экопарк для отдыха и центр, обеспечивающий комплексное обслуживание города. Площадь р-на Цаофэйдянь, после поселения туда «Шоуган», расширилась почти до 2000 кв. км., Цаофэйдянь стал одним из первых пилотных индустриальных парков в стране по развитию регенеративной модели экономики. Последние новости из Цаофэйдяня: район будет совместно с комбинатом «Шоуган» создавать в Пекине и Цаофэйдяне Пекинский индустриальный парк, куда будут поощрять перенос пекинских предприятий, желающих переселиться в р-н Цаофэйдянь, они могут учредить штаб-квартиру в р-не Шицзиншань на месте бывшего завода «Шоуган» в Пекине и построить производственную базу в р-не Цаофэйдянь. Все это, можно сказать, представляет собой интегрированное развитие региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй в миниатюре. На этом пути ожидают не только блестящие перспективы, но и многочисленные проблемы. Тем не менее, обнаружить проблемы, а затем найти пути их решения, в этом и будет заключаться будущее интегрированного развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй.
Невидимая рука рынка Среди промышленных производств и отраслей, которые будут вынесены за пределы Пекина, есть первоклассные из сферы образования и здравоохранения, науки и техники, безусловно, их перенос будет приветствоваться провинцией Хэбэй, а вот предприятия с высоким уровнем загрязнения или с отсталыми производственными мощностями, вероятно, также станут для провинции персоной нон грата. Несмотря на то, что секретарь провинциального комитета КПК Хэбэя Чжоу Бэньшунь заявил: «Не будем торговаться за разделение функций столицы, не будем стараться взять себе самое лучшее», но у местных властей все-таки преобладают соображения практической целесообразности. Как заявил мэр г. Ланфан: «Ланфан не готов принять такие низкого уровня загрязняющие окружающую среду предприятия, от которых отказывается Пекин». Так что, в ходе интегрированного развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй больше всего держит зрителей в напряжении то, как будет обеспечиваться роль рынка. В связи с тем, что программа уже утверждена в качестве основной национальной стратегии, не трудно себе представить, что в процессе согласованного развития некоторые моменты неизбежно будут насильно проводиться в жизнь с использованием методов администрирования. Польза от этого очевидна, это позволит разрушить прежние административные барьеры между Пекином, Тяньцзинем и провинцией Хэбэй, при которых каждый был сам себе хозяин, и ускорить процесс интегрированного развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй на уровне национальной стратегии. Но если чрезмерно полагаться на административную силу, игнорируя естественный отбор рынка, то такая модель также таит в себе риск ошибочного распределения ресурсов. «Это требует от правительства, предприятий и различных заинтересованных сторон уважать законы рынка, осуществлять интегрированное развитие региона с точки зрения долгосрочной перспективы, систематического и интегрированного подхода, правительству следует действовать целеустремленно в пределах своих полномочий, чтобы как “мэр”, так и “рынок” могли сыграть активную роль. Интеграция ресурсов должна происходить путем интеграции интересов разных сторон, а не через насильственное вмешательство правительства», – подчеркнул директор института городской экономики Тяньцзиньской академии общественных наук Цай Юйшэн. Перемещение промышленного производства в Юго-Восточной Азии в 1980-х гг., а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян Китая и т.д., в целом осуществлено на основании уважения ведущей роли рынка. В процессе интегрированного развития региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй то, как будет правительство и рынок играть свою роль, может стать ключевым фактором, определяющим окончательный успех стратегии в целом.
Сокращение разрыва За шутками «Все китайцы пойдут в больницу Се Хэ (одну из наилучших больниц в Китае)» и «Центром вселенной является Пекинская экспериментальная начальная школа №2» ... виден разрыв уровня общественного обслуживания. Данные показывают, что в рейтинге сотни лучших больниц Китая 1/3 из них находится в Пекине, в то время как в Тяньцзине и провинции Хэбэй их гораздо меньше. С точки зрения бывшего заместителя главного планировщика Китайской академии городского планирования Чжао Яньцина, в связи с наличием центрального правительства, существует огромный разрыв в секторе социального обслуживания между Пекином и его окрестностями, пока этот разрыв не сократится, общая тенденция устремления важных экономических факторов в Пекин будет с трудом поддаваться изменениям. Будучи столицей, Пекин, словно представляет из себя впадину, все реки и ручьи стекаются сюда. В этой связи старший заместитель начальника Научно-исследовательского центра по развитию региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй Хэбэйского технологического университета Чжан Гуй считает, что следует поощрять совместное создание и использование социальных ресурсов в области образования и здравоохранения в регионе, чтобы ресурсы в различных формах расширялись и распространялись из столицы в сопутствующие регионы, в то же время прилегающие районы должны увеличить свои инвестиции в сфере медицины и образования, и собственными усилиями сократить разрыв с Пекином. По мере учащения обмена персоналом между Пекином, Тяньцзинем и городами провинции Хэбэй, те, у кого возникла проблема «с разделением места прописки и проживания», столкнулись с другим практическим неудобством: лица прибывшие из других мест и обратившиеся за медицинской помощью по месту работы, имея медицинскую страховку не могут отчитаться по ней и получить компенсацию. «Для того, чтобы действительно способствовать рассредоточению населения и переносу промышленных производств, нужно прежде всего решить серьезный вопрос лечения. Можно ли за счет качественных медицинских ресурсов Пекина создать филиалы медицинских учреждений там, где принимали рассредоточенное население и куда переносились промышленные объекты, с тем, чтобы улучшить уровень здравоохранения на местах, в то же время сделать возможным немедленное компенсирование расходов на лечение за пределами места оформления медицинского страхования?» – заинтересовался белый воротничок, который работает в Пекине, но прописка у него в провинции Хэбэй. «Интегрированное развитие региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй нужно не для того, чтобы кто-то выделился из массы, а для сбалансированного развития, не следует каждому действовать как заблагорассудится, а надо сотрудничать и осуществлять планирование из единого центра, – отметил директор Научного общества городского планирования Китая академии градостроительства Южного Китая Ху Ган. – После разрешения вопросов, заботящих людей, процесс интегрированного развития пойдет как по маслу». |
|