Задача №1 - безопасность и стабильность
Одной из центральных задач ШОС в складывающихся условиях становится приоритетным укрепление механизмов сотрудничества в области безопасности. Кто-то может спросить: а что, собственно говоря, нужно еще сделать, если в рамках ШОС уже сформирована солидная нормативная база противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, наркотрафику, организованной преступности, кибертерроризму и киберпреступности. Создана и активно работает Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС, (штаб-квартира в Ташкенте). Налажена система регулярных совещаний руководителей профильных силовых ведомств, экспертных встреч, совместных оперативных мероприятий, обмена информацией, подготовка кадров. Утверждено Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Все это так. Но сегодня этого уже недостаточно, надо идти дальше.
На саммите ШОС в июне 2012 года в Пекине президент Владимир Путин выдвинул инициативу создания на базе РАТС универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС. Эта инициатива была поддержана нашими партнерами: на своем заседании в Ташкенте 29 марта этого года Совет РАТС одобрил предложение внести на рассмотрение лидеров проект решения Совета глав государств о разработке концепции создания центра.
Что такое универсальный центр ШОС? Это должен быть орган, обеспечивающий системную работу по всему комплексу вопросов безопасности, включая такие направления, как контртеррористическое, антинаркотическое, антикриминальное сотрудничество по линии оборонных ведомств, международная информационная безопасность. В этих целях предполагается наделить Исполком РАТС, который сейчас занимается, главным образом, оперативной работой по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом соответствующими дополнительными полномочиями. При этом в период становления центра работа РАТС будет вестись в прежнем режиме. Равно как не предполагается демонтировать тщательно выстроенные и хорошо себя зарекомендовавшие себя конструкции: трехуровневую "пирамиду" антинаркотического сотрудничества, механизм встреч министров внутренних дел и взаимодействия в области борьбы с преступностью, Рабочую группу ШОС по международной информационной безопасности.
Шесть шосовских стран едины в том, что для быстрого и адекватного реагирования на возможные нештатные ситуации, множащиеся проблемы, а порой и капризы фортуны нужна скоординированная комплексная работа/ Это и понятно: угрозы нового поколения, исходящие с негосударственного уровня, все теснее переплетаются между собой, подпитывают друг друга. Происходит сращивание террористических групп и наркокартелей, экстремистов и хакеров-мизантропов, финансовых махинаторов и контрабандистов, торгующих оружием и "живым товаром", технологов "цветных революций и криминалитета.
С другой стороны, прежние методы работы не всегда годятся сегодня. Скажем, становится очевидным, что профилактикой терроризма и экстремизма, предупреждением радикализации общественных настроений должны заниматься не только правоохранительные органы, но и общество в самом широком смысле этого слова. В нынешних условиях особенно востребованы методы "мягкой силы", привлечение к этой работе общественных организаций, НПО, религиозных объединений, молодежных движений, а также учреждений системы образования, СМИ, деловых кругов. Эти методы государства-члены ШОС только начинают осваивать.
Шанхайская организация ставит перед собой задачу активизации работы по тематике региональной безопасности. Практика регулярных консультаций заместителей министров иностранных дел стран членов-ШОС, стран-наблюдателей должна быть не только продолжена, но и расширена за счет дополнения встреч на высоком уровне экспертными встречами, налаживания содействия по тематике борьбы с терроризма и наркотиками, по афганским делам с ОДКБ, с другими зарубежными партнерами. Больше внимания надо уделять совместному анализу и прогнозированию развития обстановки в регионе, выработки вариантов реагирования и превентивных мер. На место простому обмену мнениями должно прийти согласование позиций и действий. Понятно, что "первую скрипку" в оказании содействия Афганистану - от безопасности и национального примирения - до восстановления экономики страны должна играть ШОС, а не те, кто эту кашу заварил. Но в интересах ШОС сделать так, чтобы в ИРА как можно скорее восстановились стабильность и порядок, чтобы территория этой страны больше не была источником угроз терроризма и экстремизма, чтобы там не скрывались "алькаидовцы" и боевики из антиправительственных и сепаратистских движений. Для этого властям Афганистана надо помочь, тем более, что Кабул искренне стремится к сотрудничеству с ШОС, возвращению в региональную семью.
Об этом шла речь на прошедшей в апреле с.г. в Бишкеке Восьмой встрече секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС, где основной темой обсуждения были вопросы обеспечения безопасности на пространстве ШОС с учетом меняющейся ситуации в прилегающих регионах. Участники этой высокой встречи подчеркнули уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности ИРА и выразили поддержку стремлению афганского народа к мирному возрождению и восстановлению страны, одновременно высказавшись за дальнейшее расширение и укрепление многопланового сотрудничества в рамках ШОС с целью обеспечения мира и стабильности в регионе.
Общий враг - афганские наркотики
Острейшая проблема для всех шосовцев - наркотики, поступающие контрабандой с территории Афганистана. Она подробно обсуждалась на очередном, уже четвертом, совещании руководителей ведомств государств- членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе, наделенных полномочиями по борьбе с оборотом наркотиков, которое состоялось 30 апреля в столице Киргизии. Детальный анализ складывающейся сегодня ситуации с производством наркотиков в Афганистане и их переброской на территорию Центральной Азии, России и Китая позволил главам антинаркотических ведомств выработать важные договоренности о новых мерах по усилению взаимодействия шести стран в борьбе с наркоугрозой. В их числе - совершенствование механизма сотрудничества и координации, проведение совместных операций, в том числе и по линии территориальных антинаркотических подразделений в приграничье, укрепление антинаркотического потенциала центральноазиатских государств, находящихся на переднем крае борьбы с этим коварным врагом.
Говорилось на этом совещании и о том, что для того, чтобы справиться с проблемой афганских наркотиков, разросшейся за последнее десятилетие до планетарных масштабов и угрожающей миру и стабильности в регионе, одних мер по поимке наркокурьеров мало. Надо ставить вопрос о замене сформировавшейся в Афганистане "наркоэкономики" здоровой экономической моделью, о вытеснении выращивания опиума развитием нормального сельского хозяйства, об устранении стимулов к преступной деятельности. Усилия, направленные на уничтожение маковых полей, обнаружение и ликвидацию нарколабораторий, безусловно, необходимы, этим обязаны заниматься коалиционные силы и афганские правоохранительные органы. Но они должны сопровождаться форсированной индустриализацией ИРА, ударным экономическим строительством, возведением объектов инфраструктуры, решением социальных проблем. Это - общая задача для всего мирового сообщества, но страны региона, в том числе государства-члены ШОС, могут в этом оказать Кабулу посильную помощь. Сильнее всех страдая от наркоагрессии международных картелей, ведущейся с территории Афганистана, страны ШОС должны "бить в набатный колокол", привлекать всеобщее внимание к этой проблеме и предлагать пути ее решения.
Государства-члены ШОС нацелены на более активную взаимную поддержку в том, что касается защиты суверенитета и территориальной целостности, обеспечения безопасности и стабильности. Слишком высока цена дестабилизации и хаоса, чтобы допустить такое даже в одной из шосовских стран.
В вопросах парирования угроз ШОС не одинока. На евразийском пространстве действует еще ряд эффективных механизмов. Они, быть может, не обладают такими присущими ШОС чертами и преимуществами, как географический размах, политический вес, экономический потенциал, международный авторитет, широта направлений сотрудничества, но у них есть свои сильные стороны. В первую очередь речь идет об ОДКБ, которая блюдет мир и безопасность в зоне своей ответственности и, будучи оборонным альянсом, имеет возможность обеспечивать безопасность в том числе и военными средствами. Взаимодействие ШОС и ОДКБ - насущная потребность настоящего момента.
Работают в Центральной Азии и другие интересные потенциальные партнеры ШОС: ооновские структуры - Контртеррористический комитет СБ ООН, Региональный центр по превентивной дипломатии (с Управлением ООН по наркотикам и преступности и ЦАРИК - "шанхайская шестерка" уже установила связи), СВМДА, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Полезные проекты осуществляет ОБСЕ, с которой тоже имело бы смысл наладить контакты и сотрудничать - разумеется, только в тех областях, которые нужны ШОС.
Наконец, ШОС является участницей Стамбульского процесса содействия региональной безопасности и сотрудничеству во имя безопасности и стабильного Афганистана, получившего метафорическое название "Сердце Азии". У организации есть всё необходимое, чтобы вносить реальный вклад в осуществление разработанного в рамках Стамбульского процесса мер доверия, и одновременно приглашать регионалов участвовать в работе ШОС по тематике борьбы с терроризмом, наркотрафиком и преступностью. Шосовская площадка - более освоенная и удобная.
Следует более плотно вовлекать в работу по укреплению безопасности в регионе наблюдателей при ШОС - Афганистан, Индию, Пакистан, Иран, Монголию. В сущности, вокруг ядра Шанхайской организации формируется коалиция единомышленников, разделяющих и наши озабоченности, и наши подходы по широкому кругу вопросов региональной жизни. Эти страны выражают заинтересованность в совместной работе. ШОС должна предпринимать более активные практические шаги навстречу этому интересу.
|
|