Слагаемые успеха китайских реформ
ВСЕВОЛОД ОВЧИННИКОВ
«Чжунго», пожалуй, единственное в мире государство, чья древность непосредственно смыкается с современностью. Причем ключевая характеристика страны – не только непрерывность ее пятитысячелетней истории, но и незыблемое уважение к ней китайцев. Жители Поднебесной убеждены, что камни прошлого – это ступени в будущее. Конфуцианство воспитало в них умение чтить старину и почитать старших.
«Отныне китайский народ поднялся с колен и расправил плечи». Эти слова, сказанные Мао Цзэдуном с трибуны площади Тяньаньмэнь в день рождения КНР, открыли новую главу в пятитысячелетней истории Поднебесной.
Дэн Сяопин сумел вытянуть Китай из губительного водоворота и твердо взять курс на реформы и открытость, то есть на модернизацию страны.
Этот новый подход к делу воплотился в крылатой фразе: «Неважно, какого цвета кошка – черного или белого, – лишь бы она ловила мышей». Бессмысленно спорить, означает ли создание рыночной экономики поворот от социализма к капитализму. Важен конкретный результат реформ. Они, по мнению Дэн Сяопина, имеют смысл лишь в том случае, если, во-первых, ведут к росту производства, во-вторых, повышают жизненный уровень народа, в-третьих, умножают совокупную мощь государства.
Разумеется, у каждой страны свои особенности, и всегда надо искать свой путь перехода к рыночной экономике. Однако опыт Поднебесной дает основание отметить, по крайней мере, три поучительных элемента китайской формулы успеха.
1. Начинать следует не с ломки политической системы, а с повышения эффективности экономики. Ибо в переходный период особенно нужна сильная центральная власть, располагающая надежными рычагами управления. Между наезженной колеей планового хозяйства и автострадной рыночной экономикой лежит как бы участок бездорожья. И трудно ехать по ухабам, если перерублены рулевые тяги собственной машины.
Китайцы, как и японцы, любят приводить в этом случае такую метафору. Чтобы корабль рыночной экономики набрал скорость и взял верный курс, нужны не только паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования.
2. Начинать полагается не с города, а с села, чтобы как можно скорее накормить и одеть народ, потеснить бедность, минимизировать социальную цену реформ, дать миллионам людей на себе ощутить конкретную пользу от них.
3. Нельзя форсировать приватизацию государственных предприятий, особенно естественных монополий, нельзя допустить расхищения созданного коллективным трудом всего народа национального достояния, а также природных богатств страны. Проще говоря, надо избегать пресловутой «прихватизации».
Вместо этого следует делать упор на привлечение иностранного капитала, создавая специальные экономические зоны с льготным режимом для инвесторов. Ведь иностранные предприятия не только создают новые рабочие места, но и повышают общий технологический уровень производства в стране.
Насущная задача – сократить разрыв в уровнях жизни процветающих приморских провинций и еще не выбравшейся из отсталости глубинки. А на эти провинции Центрального и Западного Китая приходится 89% территории и 64% населения страны.
|
|