«Государственные активы вытесняют неправительственный капитал». Ни для кого не секрет, что данное «заключение» уже стало одним из самых популярных, и его можно часто услышать во всех кругах китайского общества, а также прочесть об этом на страницах многочисленных СМИ. С некоторых пор люди считают, что в этом и заключается главная особенность китайской макроэкономики, особенно ярко проявившаяся в последние годы. Насколько это соответствует действительности? Недавно глава Центра по изучению общеполитического положения Китая при Университете «Цинхуа» Ху Аньган на основе данных статистики всесторонне проанализировал упомянутое умозаключение и пришел к некоторым выводам, ставшим для многих совершенно неожиданными.
Вытесняют ли госактивы неправительственный капитал?
ействительно ли в стране повсеместно наблюдается ситуация, когда государственные активы стремительно и в большими потоками устремляются в какую-то отрасль, вытесняя таким образом оттуда неправительственный капитал? Как следует расценивать так называемый «бурный приток государственных активов и вынужденный отток неправительственного капитала»? Дело в том, что на данный момент этот феномен пока не получил точного теоретического определения, да и в обществе до сих пор не сформировалось общепринятого понимания этой проблемы и отношения к ней. Имеет ли место этот феномен в действительности?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к статистическим данным, которые выступают самым надежным обоснованием любого умозаключения. Только обобщив и проанализировав статистику, можно прийти к выводу, наиболее соответствующему реальности.
Если рассуждать с точки зрения количества предприятий, то вышеупомянутый феномен вообще не имеет места. За период с 1998 по 2010 г. количество государственных промышленных предприятий и государственных акционерных промышленных предприятий снизилось с 64,7 тыс. до 20,3 тысяч; в общем количестве промышленных предприятий всей страны их доля снизилась с 39,22% до 4,47%. Одновременно с этим, за аналогичный период количество сверхкрупных негосударственных промышленных предприятий выросло с 10,7 тыс. до 272,3 тыс.; в общем количестве промышленных предприятий всей страны их доля возросла с 6,46% до 60,34%. Когда видишь эти цифры, темпы роста частных предприятий в Китае просто потрясают.
С точки зрения показателя занятости, упомянутое заключение тоже обнаруживает свою беспочвенность. Количество трудоустроенных на государственных промышленных предприятиях и государственных акционерных промышленных предприятиях снизилось с 37,48 млн человек в 1998 г. до 18,86 мнл в 2010 г., иными словами – сократилось почти на 50%. Кроме того, за аналогичный период количество трудоустроенных на частных предприятиях возросло с 1,61 млн до 33,12 млн человек, т.е. примерно в 20 раз; в частности, что касается сверхкрупных промышленных предприятий страны, то доля тех, кто трудоустроен на негосударственных предприятиях, увеличилась с 2,5% до 34,7%. Все это свидетельствует о том, что частные предприятия демонстрируют большие возможности к повышению уровня занятости в стране. Вдобавок, темпы роста занятости на негосударственных предприятиях намного выше темпов роста объема валовой продукции и роста доходности соответствующих предприятий.
Что же касается национальной экономики, то в секторе сельского хозяйства доминирующее положение занимают крестьяне-единоличники и индивидуальные предприниматели; занятые в индустрии услуг малые и средние предприятия в основном относятся к классу частных компаний и индивидуальных промышленно-коммерческих компаний. Иными словами, доля государственных предприятий в этой отрасли совсем незначительна.
С точки зрения вклада в налоговые поступления и общественно-финансовые ресурсы, о данном феномене тоже не приходится говорить. По мнению некоторых, государственные предприятия пользуются льготами и преференциями, в то время как негосударственные предприятия вынуждены мириться со строгими и несправедливыми установками и мерами в различных областях; так, например, в плане налогообложения налоговое бремя негосударственных предприятий значительно выше, чем у госпредприятий. Однако, с точки зрения вклада сверхкрупных промышленных предприятий в налоговые поступления страны, такое мнение абсолютно не соответствует реальности. В 2010 г. 71,7% суммарных поступлений подоходного налога от сверхкрупных промышленных предприятий пришлось именно на государственные промышленные предприятия и государственные акционерные предприятия, при этом вклад частных предприятий составил всего 14,6%. Что касается налога на добавленную стоимость, то вклад госпромпредприятий и государственных акционерных промышленных предприятий составил 37,2%, в то время как поступления от частных предприятий не превысили и 27%.
В 2007 г. центральное правительство Китая приступило к составлению сметы по управлению государственными активами, в основе которой лежит идея перераспределения доходов, полученных государственными предприятиями в процессе хозяйственной деятельности. Это полностью отражает следующий принцип: государственные активы принадлежат всему населению страны, и доходы от хозяйственной деятельности государственных предприятий тоже принадлежат всему народу. В 2011 г. бюджетные доходы от управления государственными активами достигли 84,439 млрд юаней, в частности 4 млрд юаней было направлено в общественно-финансовый бюджет и пошло на обеспечение социального страхования, улучшение благосостояния народа и на строительство объектов жилого и общественного назначения. Как видно из вышесказанного, вклад госпредприятий в общественные финансы становится все больше, что полностью отражает фундаментальную особенность экономики госсектора Китая, а именно: принадлежность общественных финансов населению страны и использование этих средств для удовлетворения нужд народа страны.
Вышеперечисленные данные предоставлены Государственным статистическим управлением КНР. По словам известного научного сотрудника Института международной экономики им. Петерсона США Николаса Лади, который проанализировал эти данные, мнение о том, что госактивы вытесняют неправительственный капитал, не только не соответствует действительности, но и является абсолютно непрофессиональным.
История развития государственных предприятий Китая насчитывает 60 лет, в течение которых количество госпредприятий продолжает непрерывно снижаться. На сегодняшний день доля госпредприятий среди всех отечественных предприятий по-прежнему незначительна, но их конкурентоспособность существенно повысилась. В процессе развития госпредприятия вынуждены конкурировать не только с отечественными негосударственными предприятиями, но и с международными предприятиями, особенно с 500 крупнейшими в мире компаниями. Вот почему для китайских предприятий самая актуальная проблема состоит не в так называемом «вытеснении кого-то кем-то» на отечественном рынке, а в установлении достойных конкурентных отношений с международными предприятиями.
Количество американских предприятий, которые входят в список 500 крупнейших компаний мира, снизилось с 241 (показатель 1975 г.) до 133 в 2011 г. В 2011 г. Поднебесную представляло в этом списке уже 61 предприятие материковой части Китая; т.е. в то время как число американских компаний в списке «500 сильнейших» неуклонно снижается, число китайских компаний, наоборот, растет. В будущем в Китае непременно появится еще большее количество мощных конкурентоспособных предприятий, причем как государственных, так и частных. Следует признать, что это происходит благодаря совместным усилиям государственных и негосударственных компаний Китая, которые не вытесняют друг друга, а совместно развиваются, стремясь к прогрессу.
|
|