Возвращение в дикую природу

 

 

    Третьего мая мужская особь панды по кличке Таотао, которой исполнился 21 месяц, и его мама по кличке Цаоцао снова «переехали». Новый «дом», где «поселились» эти необычные жильцы, на этот раз оказался значительно больше по размерам, чем их прежнее обиталище: теперь мама с сыном живут в поле, площадь которого составляет около 240 тыс. кв. м. С виду Таотао ничем не отличается от других черно-белых медвежат, но для специалистов по изучению панд он – особенный, можно сказать, VIP-панда. Дело в том, что Таотао стал первой пандой, родившейся на полевой базе подготовки панд к жизни в условиях дикой природы. Сразу же после рождения Таотао, он и его мать стали участниками программы по подготовке панд к возвращению в естественные природные условия.

 

    Хотя площадь естественных мест обитания панд, а также ареалов их потенциального обитания, находящихся под охраной, непрерывно увеличивается, в области защиты панд по-прежнему остается немало серьезных проблем. Так, нельзя не упомянуть о сокращении и фрагментации естественных мест обитания. Фрагментация ведет не только к сокращению количества мест обитания (а потому и к сокращению биологического разнообразия), но и к изолированности оставшихся фрагментов, что увеличивает риск вымирания видов в результате близкокровного размножения, ослабления приспособляемости к окружающей среде и снижения иммунитета. Кроме того, фрагментация влечет за собой так называемые «пограничные эффекты», как на физическом, так и на биологическом уровне; все большее количество районов становятся переходными зонами между различными местообитаниями. Всемирный фонд дикой природы (WWF) подтвердил, что по причине фрагментации мест обитания панды не могут перемещаться между крупными местами обитаниями, и в периоды отсутствия свежего бамбука им трудно найти новые районы с достаточным количеством доступной пищи.

 

    Многие зоологи считают, что лучший способ урегулирования проблемы вырождения популяции панд – это выпуск в дикую природу панд, выращиваемых в неволе. Это не только поможет скорректировать количество панд, живущих в изолированных местах обитания, но и «обновит» медвежью кровь, послужит обновлению генофонда и предотвращению вырождения и исчезновения маленьких популяций. Этот способ также широко используется для охраны других видов животных, находящихся под угрозой или на грани вымирания.

 

    Заплатить жизнью

 

    Еще в июле 2003 г. в Сычуаньском центре «Волун» по охране и изучению больших панд стартовал первый этап программы по подготовке выращиваемых в неволе панд к жизни в условиях дикой природы. Двухлетняя мужская особь по кличке Сянсян в свое время прошла курс повышения способности к самостоятельному выживанию в дикой природе на тренировочном поле, находившемся на высоте 2080 м над уровнем моря; площадь ее проживания составляла 27 тыс. кв. м. Спустя три года, в апреле, когда наблюдался бурный рост бамбука, Сянсяна выпустили в дикую природу, и он стал первой в Китае большой китайской пандой, отпущенной в «самостоятельное плавание».

 

    По словам специалиста центра «Волун» Чжоу Сяопина, в районе, где был выпущен Сянсян, проживало более десяти диких панд. На тот момент никто не знал, как отнесутся «старожилы» к новоприбывшему Сянсяну.

 

    С помощью GPS-ошейника и радиосигнала ученые постоянно пристально наблюдали за поведением Сянсяна в условиях дикой природы и в то же время регулярно проводили осмотры Сянсяна с близкого расстояния, чтобы отслеживать изменения в состоянии здоровья животного и анализировать информацию о выборе им места обитания, поисках пищи и общении с другими пандами. Однако спустя чуть более полугода, а точнее – 7 января 2007 г., радиосигнал неожиданно пропал. Встревоженные ученые тут же бросились на поиски Сянсяна, но обнаружили окоченевший труп бедного мишки, засыпанный снегом, только 19 февраля. К тому времени его GPS-ошейник уже был безнадежно испорчен. Ученые центра установили причину смерти: Сянсян умер от серьезной внутренней травмы, упав с высоты; очевидно, это произошло в схватке с дикими пандами за место и пищу.

 

    Таким образом, первая попытка выпуска на волю панды, выращенной в «тепличных условиях» в неволе, потерпела поражение.

 

    Новый запуск программы

 

    Хотя Сянсян сдох, наблюдавшие за ним исследователи извлекли из первого опыта много новой информации и накопили полезный опыт.

 

    «Теперь мы будем выпускать панд на волю только в тех местах, где популяция диких животных совсем малочисленная», – сказал Чжоу Сяопин. Как признался специалист, он даже представить себе не мог, что между миролюбивыми пандами происходят такие ожесточенные сражения: «Подготовка выращенных в неволе панд к жизни в условиях дикой природы должна быть более основательной и потребует более длительного времени, поскольку предстоит обеспечить высокую способность животного к внутривидовой борьбе за существование, особенно в плане его способности к самообороне и нападению». Заместитель руководителя центра «Волун» Ли Дэшэн отметил: «Эксперимент с Сянсяном показал, что дикие панды не готовы легко принять на своей территории новую особь мужского пола, поэтому в будущем предпочтение будет отдаваться женским особям».

 

    В июле 2010 г. стартовал второй этап программы по подготовке выращенных в неволе панд к жизни в естественных природных условиях. В свое время второй этап был отложен в 2008 г. из-за землетрясения в уезде Вэньчуань (провинция Сычуань).

 

    Этот этап реализации программы отличается от первого методами отбора и подготовки животных. По словам заместителя главного инженера центра «Волун» Хуан Яня, на сей раз для соответствующей подготовки выбрали суб-взрослых особей панд. Их переместили на полевую базу подготовки, когда мишкам было уже чуть более 2 лет. Подготовка панды по кличке Таотао началась сразу же после его рождения. Чтобы максимально приблизить условия содержания к условиям жизни в дикой природе, все сотрудники, имевшие доступ к пандам, носили специальную одежду, напоминавшую черно-белую шкуру панд. Кроме того, в подготовке панденыша активное участие стала принимать его мать – панда по кличке Цаоцао. Цаоцао жила на воле, до того как сотрудники Сычуаньского центра спасли ее и взяли под свою охрану. Вот почему ученые решили, что именно Цаоцао может сыграть ключевую роль в подготовке Таотао, ведь она сумеет на собственном примере продемонстрировать «неприспособленному и изнеженному» сыну навыки и опыт выживания в условиях дикой природы. Сразу же после рождения Таотао малышу и его маме отвели огороженный участок поля площадью в 2400 кв. м. Там Таотао учился ходить, лазать по деревьям и добывать пищу. Смышленый и осторожный медвежонок быстро научился проявлять дикий нрав, не попадаться на глаза сотрудникам, гоняться за пагумами (гималайская кошка-цивета). Спустя некоторое время Цаоцао и Таотао «переехали» на тренировочное поле площадью в 20 тыс. кв. м. Через 14 месяцев после «переезда» Таотао стал двигаться еще более быстро и приобрел нужную для самостоятельного выживания ловкость. К тому времени он уже мог самостоятельно отыскать мать и обрел первичные навыки ориентации, становясь все более чутким и осторожным. Заслышав незнакомые звуки или завидев незнакомого человека, он немедленно забирался на дерево и спускался только тогда, когда опасность исчезала. Кроме того, Таотао мог самостоятельно собрать большое количество бамбуковых листьев и палок и не зависел от продуктов питания, поставляемых человеком. Он боялся людей и прятался от них. Все это разительно отличало его от других панд, выращенных в неволе.

 

    Третий «переезд», состоявшийся 3 мая, знаменовал начало третьего этапа подготовки Таотао и его матери к жизни в условиях дикой природы. На этом этапе сотрудники центра будут следить за пандами с помощью радиосигнала и GPS-навигатора.

 

    Таотао предстоит научиться отличать панд от других животных и не попадаться на глаза естественным врагам; он также «познакомится» с другими зверями. Если все пройдет успешно, то, как ожидается, уже осенью этого года Таотао по-настоящему вернут на лоно природы.

 
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan