Возрождение «Хунци»

 

 

    4 апреля Премьер-министр РФ Владимир Путин во время инспекционной поездки на завод ВАЗ (город Тольятти) принял участие в церемонии запуска серийного производства автомобиля «Лада Ларгус». Выступая на совещании, посвященном развитию автомобилестроения, В. Путин заявил: «Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны покупать только автомобильную технику, производимую на территории Единого экономического пространства, т.е. в России, Казахстане и Беларуси». Спустя несколько дней Министерство экономического развития РФ заявило, что в течение двух-трех месяцев российское правительство подготовит проект закона, запрещающего чиновникам покупать за счет государства автомобили иностранного производства.

 

    Вышеупомянутая новость тут же вызвала горячие отклики и дискуссии в китайском Интернете. Многие интернет-пользователи, сравнивая российскую «Ладу» с китайским автомобилем «Хунци (Красное знамя)» – знаковой маркой китайского отечественного автопрома, задались вопросом: вернет автомобиль «Хунци» свою былую славу, если китайское правительство прикажет всем ведомствам и госпредприятиям покупать только автомобили отечественного производства. Считайте это совпадением, но на Пекинском международном автосалоне–2012, открывшемся 25 апреля, на суд зрителей была представлена новая модель автомобиля «Хунци» класса «люкс» – H7.

 

    Огромный интерес к этой модели, в первую очередь, вызван тем, что отечественный автомобиль представительского класса «Хунци» занимает особое место в истории развития Нового Китая и прошел в своем развитии тернистый путь. Сможет ли представленная на выставке модель возродить успех китайской марки «Хунци», которую в шутку сравнивают с россйиской «Ладой»?

 

История развития автомобиля «Хунци»

 

    Автомобиль марки «Хунци» хорошо известен каждому китайцу. Это первый бренд легковых автомобилей отечественного производства в истории Нового Китая: в 1959 г., на торжественной церемонии, посвященной 10-летней годовщине образования КНР, был представлен первый автомобиль класса «люкс» – «Хунци», выпущенный самими китайцами с учетом национальной специфики. Эта машина стала парадным автомобилем для высших государственных лиц страны.

 

    В последующие 20 лет автомобиль «Хунци» в качестве «автомобиля, самостоятельно произведенного китайцами» стал служить транспортным средством для приема и сопровождения высокопоставленных иностранных гостей. Во время визита в Китай в 1972 г. тогдашний президент США Ричард Никсон хотел привезти свой личный автомобиль, но Премьер Чжоу Эньлай ответил вежливым отказом. По словам Чжоу Эньлая, «в Китае есть автомобиль самого высокого класса, который готов к приему самых почетных гостей, и это – “Хунци”». Китайский премьер лично руководил прибытием в Пекинский аэропорт 50 автомобилей «Хунци» и на время визита предоставил в распоряжение Р. Никсона свой личный автомобиль «Хунци».

 

    В течение довольно долгого времени этот легковой автомобиль являлся образцовым представителем всей отечественной промышленности. Слово «Хунци», состоящее из двух иероглифов («хун» – «красный» и «ци» – «знамя»), означает для китайцев гораздо больше, чем просто название марки автомобиля.

 

    Однако из-за отсутствия коммерческих стимулов и рыночной конкуренции технологии и оборудование по производству автомобилей «Хунци» оставались неизменными на протяжении нескольких десятилетий. В 1975 г., когда японская автомобильная корпорация Toyota приехала с инспекционной поездкой на Первый автомобильный завод Китая, самым неожиданным открытием для гостей стало то, что, во-первых, еще более 10 лет назад китайский завод мог производить легковые автомобили представительского класса, которые по уровню исполнения превосходили тогдашние автомобили Toyota, а во-вторых, то, что спустя десятилетие в автомобиле абсолютно ничего не изменилось.

 

    После начала реализации политики реформ и открытости на китайском рынке появились различные автомобили иностранного производства. Китайские чиновники и госслужащие стали все чаще отказываться от устаревшей «Хунци», отдавая предпочтение импортным автомобилям класса «люкс». К тому же, на рынке автомобилей для семейного пользования автомобиль марки «Хунци» оказался абсолютно неконкурентоспособным по сравнению с автомобилями ведущих иностранных производителей. Столкнувшись с «холодным отношением» со стороны потребителей, автозаводу не оставалось ничего, кроме как прекратить производство автомобилей этой марки, в прошлом пользовавшихся головокружительным успехом, однако в наши дни преданных полному забвению.

 

Огромный вызов

 

    После того как в 80-х годах прошлого века выпуск автомобилей марки «Хунци» пришлось прекратить, Первый автомобильный завод Китая (современная автомобильная корпорация FAW Group) дважды пытался возобновить производство «Хунци», но все начинания заканчивались неудачами. По расчетам специалистов, если учесть расходы на «третью попытку», то завод за минувшие 20 лет вложил в «раскрутку» «Хунци» более 10 млрд юаней (!).

 

    Однако ныне бренд «Хунци» вновь уверенно встал на путь возрождения. Во время проходивших недавно сессий ВСНП и ВК НПКСК президент автомобильной корпорации FAW Сюй Цзяньи заявил: «Важнейшей задачей FAW на данный момент является возвращение автомобилю “Хунци” былого почета и признания на рынке. В этом заключается важная миссия FAW как прародителя китайского автопрома».

 

    Хотя в общественных кругах постоянно звучат призывы к возрождению бренда «Хунци», Сюй Цзяньи, учитывая неудачный опыт прошлых руководителей завода, подходит к данному вопросу с большой осторожностью и предусмотрительностью. Тем не менее, представители китайского автомобильного бизнеса довольно оптимистично оценивают перспективы завода. Вопрос стоит так: сможет ли нынешний глава FAW, воспользовавшись шансом выхода в свет новой модели «Хунци»-Н7, с успехом реализовать проект возрождения «Хунци» и разорвать порочный круг «высокозатратного восстановления и быстрого прекращения производства».

 

    «Во время двух предыдущих попыток “Хунци” не удалось воспользоваться своими неоспоримыми преимуществами на отечественном рынке служебных автомобилей ради завоевания достойного места на гораздо более широком рынке частного потребления. Это и стало главной причиной поражения», – с уверенностью заявил известный аналитик, на протяжении долгого времени наблюдавший за развитием марки «Хунци». По его мнению, основным импульсом к возрождению «Хунци» должен стать именно спрос со стороны индивидуального потребителя, а не правительственные закупки ограниченного числа служебных автомобилей.

 

    Как показывают результаты рандомизированного обследования, проведенного сайтом www.gasgoo.com, около 60% респондентов пессимистично относятся к перспективам возвращения на рынок автомобилей «Хунци». Один из сотрудников FAW в беседе с журналистом открыто признал, что главный вызов в деле возрождения «Хунци» заключается вовсе не в том, сумеет ли завод предложить потребителям новые модели автомобилей этого известного бренда, а в том, каким образом бренд будет в дальнейшем добиваться признания на рынке вводимой в оборот новой продукции.

 

    «Производственный план на 2013 г. предусматривает производство 30 тыс. автомобилей. Как видим, в отношении предполагаемого сбыта автомобилей “Хунци” FAW занял чрезвычайно осмотрительную позицию». По предварительным прогнозам рыночных аналитиков, для автомобиля высокого класса сбыт на уровне 30 тыс. единиц в год представляется совсем незначительным. Взять к примеру популярную в Китае среди автомобилей высокого класса «С» модель Audi А6L. Ее объем производства и продаж уже превысил 100 тыс. единиц в год.

 

    В связи с этим, финансовые СМИ сделали следующий подсчет: даже если благодаря политике закупки служебных автомобилей продажи «Хунци» достигнут 1 млрд юаней, это все равно будет меньше, чем вложенные в данный проект инвестиции (около 1,8 млрд юаней). Соответственно, инициировавший повторное возрождение марки автопроизводитель FAW понесет убытки, как минимум, в размере 0,8 млрд юаней.

 
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan