Характер человека проявляется в почерке
ВАН ЛЭЙ
По почерку можно судить о характере человека, как считают китайцы. Китайцы придают письму чрезвычайно важное значение, считая, что почерк является отражением психологии человека. По тому, как человек выводит черты иероглифов, можно судить не только об изменениях в настроении пишущего, но и о его характере.
Именно из-за того что китайцы всегда уделяли письму огромное внимание, в кругу ученых мужей в Древнем Китае была сформирована строгая система написания иероглифов, отличающаяся довольно жесткими принципами и алгоритмом действий. Почти все, беря в руки кисть, сознательно или неосознанно соблюдали некие правила, направленные на то, чтобы написать красивые стандартные иероглифы, так как благодаря этому можно было заслужить высокое признание в обществе. Поэтому в процессе развития и эволюции китайской письменности, насчитывающем более 2000 лет, иероглифы, изначально служившие исключительно общению с духами и получению от них информации о будущих событиях, были не только наделены функцией поддержания коммуникации между членами общества и стали показателем образованности человека, но и выделились в отдельное направление искусства – каллиграфию.
Стремление к красивой форме и свободному написанию – это основная цель любой письменности. Однако, по словам главного инспектора по вопросам преподавания китайского языка при Министерстве образования Франции Джоэла Беллассана, «среди всех письменностей мира только одну можно без преувеличения назвать искусством – это китайская письменность».
Почему это так?
Прежде всего, это связано с тем, что иероглифы представляют собой «наброски образов» всех вещей в природе. Например, иероглиф-пиктограмма «木» (кит. «му» – «дерево») по своему виду напоминает растущее дерево: вертикальная черта в центре символизирует ствол дерева, горизонтальная черта – это крона дерева, а откидная влево и откидная вправо – это ветви.
Конечно, каллиграфия считается искусством не только потому, что многие знаки относятся к пиктографической и изобразительной категориям и представляют собой схематичные наброски образов вещей и предметов. Дело в том, что иероглифика обладает своеобычной функцией символической передачи идей и настроений. Разница в толщине черт и нажиме кисти выражает изменение эмоций; с помощью определенной формы иероглифов, расстояния между знаками и межстрочного интервала создается изящная оригинальная композиция. Конечная цель каллиграфии заключается именно в том, чтобы с помощью абстрактных иероглифических черт выразить понимание феноменов и вещей. Это так называемое «Дао (Путь)» китайской каллиграфии.
Тот, кто проник в тайны этого «Дао», автоматически становится «цзюньцзы (благородным мужем)», который постиг законы природы и обладает высокими духовно-нравственными качествами. Соответственно, занятия каллиграфией не только помогают достичь определенного уровня мастерства в написании иероглифов, но и приближают человека к постижению «Дао» и служат самосовершенствованию.
Отсюда становится понятным, почему в истории и культуре Китая каллиграфии отводилось почетное место, а каллиграфы пользовались таким уважением. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. В 783 г., во время правления династии Тан (618–907 гг.), некий военачальник, под командованием которого были сосредоточены крупные силы императорской армии, предал императора и пошел в наступление на тогдашнюю столицу – город Чанъань (современный город Сиань пров. Шэньси). За неимением армии император был вынужден направить на переговоры с мятежниками своего приближенного. Любопытно, что выбор императора пал на известного в то время каллиграфа Янь Чжэньцина (709–784 гг.). «Почему на каллиграфа?» – с удивлением спросите вы. Дело в том, что император знал, что каллиграфия Янь Чжэньцина отличается четкой и сжатой композицией, простотой и твердостью черт, поэтому в соответствии с убеждением, что почерк человека отражает его характер, он решил, что и сам Янь Чжэньцин непременно является честным и преданным человеком.
И даже после того как на смену династии Тан пришла династия Сун, каллиграфы по-прежнему были в почете: многие ученые мужи, которые писали красивые иероглифы, благодаря своему умению быстро продвигались по карьерной лестнице и становились чиновниками довольно высокого ранга.
Цинский император Цяньлун (1711–1799 гг.) самолично выбрал три известные работы каллиграфов и стал распространять их среди интеллигенции в качестве образцов каллиграфии. Данный шаг не только послужил появлению стандартов при отборе чиновников, но и «сковал» еретические настроения и вольнодумие ученых мужей.
С появлением ручки и компьютера каллиграфия перестала быть одним из важных критериев образованности людей, но она по-прежнему оказывает исключительное влияние на жизнь всех китайцев. Каллиграфия как вид искусства и как приближение к «Дао» передается из поколения в поколение и рассматривается как удивительное и неповторимое явление в истории мировой цивилизации. К тому же, усердные занятия каллиграфией влияют на характер человека и воспитывают в нем высокие нравственные качества.
|