Исторический звон колоколов
Колокола имели важное значение в Древнем Китае, и колокольный звон являлся неотъемлемой принадлежностью китайской земли. Этот металлический – ударный – инструмент широко применялся не только во время военных и политических мероприятий и религиозных обрядов и ритуалов, но и в повседневной жизни. Колокола возвещали о наступлении того или иного времени суток; с помощью колокола созывали народ для оглашения указов императора; в колокол били, оповещая о бедствиях, созывали народ на подмогу. На колоколах императорского двора были выгравированы специальные надписи с обращенными к богам и духам просьбами о защите и благословении. Можно сказать, что звуки древнего колокола повествуют о богатом разнообразными событиями прошлом Поднебесной и всей китайской нации.
По мере развития науки и техники на свет появилось немало технических изобретений, пришедших на смену колоколам, из-за чего те стали постепенно исчезать с исторической арены. Однако и сегодня на Колокольной башне (кит. «Чжунлоу») в Пекине можно по-прежнему увидеть большой древний колокол, в который бьют только по особым праздникам: он «отбивает» время и символизирует обращенную к Небу молитву о благополучии. Кроме того, в монастыре «Дачжунсы (Монастырь большого колокола)», расположенном у северного отрезка третьей кольцевой дороги в Пекине, находится Музей древних колоколов.
Первоначальное название монастыря «Дачжунсы» – «Цзюешэнсы (Монастырь прозрения)». Его строительство началось на 11-м году правления цинского императора Юнчжэна (1733 г.). Площадь монастыря 30 тыс. кв. м; все постройки расположены компактно. В свое время монастырь «Дачжунсы» был важным местом для отправления буддийского культа членами императорской семьи, а также для молебнов о дожде. Монастырь получил свое название благодаря огромному буддийскому колоколу, отлитому еще во времена правления династии Мин (1368–1644 гг.).
В 1985 г. при «Дачжунсы» был открыт Музей древних колоколов, который на сегодня является единственным тематическим музеем в Китае, демонстрирующим обширную экспозицию древнекитайских колоколов и выступающим наследником самобытной колокольной культуры. В музее хранится более 400 культурных ценностей, в том числе 222 колокола и 192 колокольчика. Самый большой колокол имеет 7 м в высоту, а самый маленький колокольчик можно легко уместить на ладони; самый древний относится ко времени правления династии Западная Чжоу (1046–771 гг. до н.э.), и даже тот колокол, который считают наиболее «поздним», имеет более чем 100-летнюю историю.
Во времена династии Мин (1368–1644 гг.) евнухи часто собирали пожертвования для изготовления колоколов. Большинство колоколов, на которых имеются письменные свидетельства о том, когда, где и кем они изготовлены, были отлиты на деньги евнухов. Почему евнухи придавали отливке колоколов такое большое значение? Самое популярное объяснение звучит следующим образом: даже если евнухи всю жизнь жили в богатстве и почете, они знали, что у них никогда не будет потомков, и потому часто жертвовали деньги на строительство монастырей, отливку колоколов и другие благотворительные дела, чтобы оставить о себе добрую память в веках.
Евнух по имени Вэй Чжунсянь, живший в поздний период династии Мин, прославился как коварнейший из придворных. Во время правления императора Чжу Юсяо (1605–1627 гг.) он многих отвратил от себя своим произволом и деспотизмом. После вступления на престол императора, правившего под девизом «Чунчжэнь», Вэй Чжунсянь был сурово наказан и изгнан со двора. В Музее древних колоколов хранится бронзовый колокол, для изготовления которого Вэй Чжунсянь в 1627 г. пожертвовал необходимую сумму денег.
Надо отметить, что все древнекитайские бронзовые колокола отличает одна особенность: скоба, за которую подвешивают колокол, чаще всего имеет вид дракона. Считается, что это дракон Пулао – старший из девяти сыновей Царя драконов. Он с детства любил громко кричать, поэтому китайцы заимствовали его образ при отливке колокольных скоб. Скоба на западных колоколах обычно очень простая: ее отливают или в форме полукруга, или в виде креста.
|