Но в то же время Ли Цзе подчеркнул, что если сравнить вложенные средства с получаемой отдачей, то можно увидеть более глубокое значение обладания авианосцем. «Авианосец не только является символом сильной державы, он также сулит ряд качественных изменений в области комплексной мощи ВМС, включая структуру командования, вооружения, военную теорию и т.д. Кроме того, появление авианосца стимулирует развитие соответствующих отраслей, связанных с военной промышленностью. Таким образом, значение и влияние авианосца выходит за пределы одного, отдельно взятого, военного корабля: благодаря ему комплексная мощь ВМС претерпевает грандиозные изменения и выходит на новый, более передовой, уровень».
В последние годы в связи с распространением государственных интересов на морские территории, голоса о том, что Китаю нужен авианосец, стали звучать все громче. В прошлом считалось, что Китай владеет территорией в 9,6 млн кв. км, но, помимо этого, у Китая также есть «морские территории» площадью около 3 млн кв. км. По мнению Ли Цзе, «на территории исключительной экономической зоны и континентального шельфа залегают богатые полезные ископаемые, что чрезвычайно важно для дальнейшего развития Китая».
Однако более половины «морских территорий» страны, т.е. более 1,5 млн кв. км, – это районы, по которым у Китая существуют давние пограничные споры с сопредельными странами, а некоторые из них даже были нелегально захвачены. По мнению Ли Цзе, «в районе Южно-Китайского моря сложилась довольно серьезная ситуация, там переплетаются интересы различных сторон. Мы пытаемся решить проблему Южно-Китайского моря, предпринимая комплексные меры, включающие экономические, культурные и дипломатические шаги, но в этом вопросе также невозможно обойтись без опоры на военные силы».
В разговоре с журналистом Ли Цзе также предложил свой анализ сложившейся ситуации: «В настоящее время жизненные артерии национальной промышленности тесно связаны с морским транспортом, две трети импортируемой в Китай нефти поставляется по морским путям; в дальнейшем сырье, руда и даже зерновые культуры, скорее всего, будут транспортироваться в Китай по морю. Если мы не усилим безопасность морской транспортной артерии, то китайской экономике может быть нанесен большой ущерб». Китай уже в течение трех лет направляет военные суда для выполнения задачи конвоирования в Аденском заливе Аравийского моря, это предоставляет хороший шанс для закалки боеспособности ВМС страны. На сегодняшний день через Аденский залив ежегодно перевозят грузы общей стоимостью 1-2 трлн долларов США. Безопасность этого морского пути имеет жизненно важное значение для всех соответствующих сторон. В этом смысле можно утверждать, что появление авианосца сыграет значительную роль в деле обеспечения безопасности на море».
Многие военные эксперты подчеркивают, что, невзирая на все плюсы и преимущества, авианосец вовсе не является всемогущим. Например, с военной точки зрения, в мире существует много видов оружия против авианосцев. По словам Ли Цзе, «раз у нас появился авианосец, это вовсе не означает, что Китай стал морской державой и все проблемы, включая безопасность морских путей, территориальные споры и т.д., могут получить быстрое разрешение». По мнению Чэнь Ху и других экспертов, появление у Китая авианосца не нацелено на устрашение или провоцирование какой-либо из сторон: это всего лишь дополнительный способ самозащиты от внешних угроз. (журнал «КИТАЙ»)
(2011-07-28) |
|