Помимо языка ребята изучают боевые искусства «ушу», каллиграфию, традиционную китайскую живопись «гохуа», искусство бумажной вырезки и другие виды художественных промыслов и прикладного искусства. У мальчиков самые любимые уроки, конечно, «ушу». Большая «звезда» кунфу «Чэн Лун» (такое имя он себе сам выбрал) продемонстрировал нам комплекс упражнений ушуиста. Глядя на его уверенные движения, думаешь: «Смотри-ка! Похоже, он уже заправский ушуист!»
Девочкам очень нравятся занятия по бумажной вырезке и китайской живописи. На стенах аудитории висят созданные ими образцы вырезки из бумаги разных цветов. «Я думаю, это замечательно, когда из обыкновенной бумаги можно создать произведение искусства, а требуются для этого всего лишь простые ножницы», – говорит Сяосяо.
Наша китайская мама
15-летние подростки Байма и Бэйбэй приехали из Алма-Аты. Оба считают китайских учителей своими вторыми родителями. Мальчики сказали, что больше всего они любят своего куратора — учительницу по фамилии Лю. Это симпатичная женщина 50 лет, добрая и с открытой душой. В прошлом году, когда в Пекине началась страшная паника по поводу возможной эпидемии гриппа А/H1N1, Бэйбэй простудился, и госпожа Лю каждый день напоминала ему о том, что надо принять лекарство, готовила ему еду, покупала фрукты и даже ставила ему банки. Чтобы не пугать ребят, Лю никогда не появлялась перед заболевшим в респираторе.
Лю сказала, что поначалу было очень трудно управляться с иностранными учащимися, ведь они еще юнцы и не все понимают, ведут неправильный образ жизни и не всегда вежливы. В общежитии часто бывал беспорядок: вещи разбросаны по неубранной комнате... Многие, скучая по дому, до поздней ночи не ложились спать, болтали, хохотали и мешали спать другим. Некоторые даже нарочно громко хлопали дверьми, громко разговаривали в коридоре. Лю и ее помощник господин Ван много размышляли над этими проблемами, голову ломали, как научить подростков вести себя прилично и следить за чистотой. Теперь на двери каждой комнаты можно увидеть маленькие флаги КНР и Казахстана. Таких пар флажков бывает две, три или больше: это знаки поощрения хозяев тех комнат, в которых чисто и соблюдается порядок. В самом начале учителя и ученики не понимали друг друга, и учителя нередко объяснялись жестами, а ученики смотрели на старших в растерянности. Некоторые даже передразнивали своих воспитателей. Чтобы наладить контакт с подростками, Ван начал самостоятельно учить русский язык.
Теперь во всех комнатах чисто, ребята стали послушными и постепенно приняли и полюбили своих китайских учителей. Все они называют Лю мамой, а Байма сказал: «Она о нас очень заботится, она наша китайская мама». |