Экспериментальная деревня
И. ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, фото М. ПЕНЬЕВСКОГО
Недавно мы вернулись из провинции Цзянси – небогатой по китайским меркам. Зато там есть знаменитые и очень красивые горы Лушань. Там, кстати, не однократно бывал Мао Цзэдун (1959 г.: Совещание высших руководящих кадров и 8-й пленум ЦК КПК 8-го созыва; 1970 г.: 2-й пленум ЦК КПК 9-го созыва) – к этим памятным местам и сегодня выстраивается очередь автобусов с туристами.
Деревня Линбэйсюй расположилась у подножия знаменитых гор. Деревня совсем небольшая (опять же, по китайским меркам, потому что в нашей стране это был бы среднего размера населенный пункт) – всего 203 жителя. Но то ли близость судьбоносной горы Лушань сказалась, то ли величина деревни, однако именно в Линбэйсюй решили поставить эксперимент в рамках строительства «новой социалистической деревни». В Китае так заведено: прежде чем проводить крупномасштабные реформы, новые начинания обязательно опробуют на отдельно взятых населенных пунктах. Если эксперимент признан удавшимся, практику постепенно распространяют и на другие регионы. Ну, а если нет… Тогда, как в том анекдоте: «А если нет – то нет».
Эксперимент, которому решила подвергнуть себя деревня Линбэйсюй, заключался в полном самоуправлении и индустриальных методах ведения сельского хозяйства. На выделенные правительством и взятые в кредит деньги (около 88 тыс. долларов США) построили две свинофермы, теперь выращивают более 5000 хрюшек. Хозяйство – почти безотходное: рядом с каждой свинофермой организовали хранилища газа метана – он вырабатывается на биогазовых станциях, сырьем для которых служат стоки свиноферм. Метана хватает для снабжения 20 домов – почти половина деревни получает правильный с точки зрения экологии и куда более дешевый, чем раньше, газ. И кто говорил, что деньги не пахнут? Экономия в Линбэйсюй вполне попахивает, но никто не жалуется.
Но не только свинофермы обеспечивают благосостояние селян. В двух помещениях общей площадью 5000 кв. м выращивают съедобные грибы. Завернутые в пакеты порции питательной смеси стоят стройными рядами. Между ними шуршат крестьянки: ножницами срезают подросшие грибы и укладывают в корзины. Здесь же грибы сортируют, – большие к большим, маленькие к маленьким – укладывают на пластиковые поддоны, заворачивают в полиэтиленовую пленку и, – пожалуйста, сразу отгружают в супермаркеты. Чем гриб меньше, тем он дороже: закупочная цена на маленькие – 15 юаней (2,2 доллара) за 1 кг, на большие – 10 юаней (1,47 доллара). Питательная смесь, в которой выращивают эти грибы, сохраняет свойства в течение трех месяцев. Потом ее прямо здесь же перерабатывают в удобрения (заметьте: органические, на которые сейчас во всем мире спрос повышенный) и используют на деревенских полях. Потому что поля, зерно, кукурузу и помидоры с огурцами никто не отменял. Свинофермы и выращивание грибов стали в Линбэйсюй основным источником дохода, но крестьяне привыкли кормить себя сами, и отказываться от проверенных временем привычек не намерены: так надежнее. Историческая память, знаете ли....
Самоуправление в деревне выразилось не только в том, что все на собрании решают, какое производство завести, да куда правительственные деньги вложить. Это еще и означает, что крестьяне сами, без указаний сверху (и, чего уж греха таить, не сильно надеясь на государственные структуры) бесплатно работают на благо родной деревни: своими силами починили резервуар питьевой воды, покрасили 49 домов, сделали почти 2 км нового покрытия для дороги. Ввели «систему ответственности |