ШЗСТ – форпост экономической открытости
В ноябре текущего года совещание АТЭС-2014 (Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) состоялось в Пекине. Данное совещание прошло при участии Китая, США, России и других основных стран планеты. АТЭС включает в себя многие экономические субъекты, обладающие высочайшей экономической жизнеспособностью в мире. На фоне того, что тень глобального финансового кризиса пока еще нависает над мировой экономикой, данная встреча становится привлекающей к себе все большее внимание ареной, где разные стороны изыскивают шансы для сотрудничества и стремятся выявить новые движущие силы экономического роста.
В последние годы Дохинский раунд переговоров по вопросам развития в рамках ВТО неизменно оказывается в тупиковом положении, не приходя к никакому соглашению. Одновременно с этим, не считаясь с рамками ВТО, США намерены создать совершенно новую систему международной экономики и торговли: направляя и продвигая переговоры по двум аспектам – TTIP (переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства) и TPP (переговоры по созданию Транстихоокеанского партнерства). Если вышеупомянутые переговоры завершатся, появится на свет зона свободной торговли, которая будет охватывать Тихий океан и Атлантический океан, центром которой станут США. К тому же, совокупный объем экономики данной зоны составит свыше 60% от общего объема ВВП всего мира. Хотя переговоры TPP придерживаются принципа открытости, однако на данный момент Китай пока не получает приглашения принять в них участие. Ибо, как следует из сложившейся ситуации, в ходе вторичного формирования глобальной экономической архитектоники, которое осуществляется под руководством США, китайская сторона оказывается в затруднительном положении, будучи вытесняемой на экономическую периферию.
Именно вышесказанное вынудило Китай прибегнуть к тому, что 29 сентября 2013 г. он инициировал создание Шанхайской зоны свободной торговли. Данная зона представляет собой особую экономическую зону (ОЭЗ) в континентальной части страны с высочайшей степенью открытости. Без малейшего преувеличения можно сказать, что она является «окончательной версией» ОЭЗ. В этой зоне площадью в 28,78 кв. км можно проводить тестирование с возрастающей нагрузкой в отношении реализации новых правил и новых стандартов международной торговли, и в конце концов внедрять полученный положительный опыт по всей стране.
По словам Чжоу Ханьминя – члена Постоянного комитета ВК НПКСК и зампредседателя НПКС г. Шанхай, на конец сентября 2014 г. прошел целый год после того как Шанхайская зона свободной торговли вступила в эксплуатацию, в течение года она первой в стране начала реализовать национальный режим преференций на доинвестиционной стадии и управление негативным списком, ряд беспрецедентных мер в плане реформ и открытости осуществляется в этой зоне. Шанхайская зона свободной торговли выполняет небывало важную миссию. Можно сказать, что она напоминает своего рода «опытное поле», где в новой ситуации Китай наилучшим образом будет противодействовать изменениям международных торгово-экономических правил и соответствующим вызовам, будет повышать уровень внешней открытости и тем самым содействовать реформированию и развитию.
для Китая уже прошел такой период, когда он крайне нуждался в «стыковке с мировыми общепринятыми правилами». Опираясь на Шанхайскую зону свободной торговли в качестве новейшего форпоста внешней открытости, Китай вполне может завоевать лидерство в функционировании мировой экономики и таким образом стать одним из тех, кто сам способен «продвигать формирование и изменение правил».
Оказываясь лицом к лицу с TPP, которую усиленно проталкивают США, в этом году в диалоге на саммите АТЭС отлично проявила себя Шанхайская зона свободной торговли, которой исполнился всего один год. |
|