Проверка на прочность

    

    

    Многие участники TPP (переговоры по созданию Транстихоокеанского партнерства) рассматривают совещание АТЭС-2014 как главную площадку, на которой может быть продвинут последний этап переговоров. На этом фоне создание Шанхайской зоны свободной торговли наиболее благоприятно для оставленного за дверями TPP Китая, который благодаря этому обрел шанс участвовать в разработке новых международных торговых правил и завладеть еще большей инициативой. К тому же, создание Шанхайской зоны свободной торговли также благоприятно для превращения Шанхая в основное связующее звено в цепочке поставок АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион) и одновременно благоприятно для содействия дальнейшему повышению уровня китайской экономики.

 

    В последние годы под непосредственным влиянием трех важных переговоров по вопросам свободной торговли – TPP, TTIP и BIT (см. справку) система международных торговых и инвестиционных правил претерпевает значительные изменения. На взгляд Мэй Синьюя, научного сотрудника Научно-исследовательской академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции Китая, тренд повторного формирования вышеупомянутой системы проявляется в следующих аспектах: во-первых, продвижение торговли с еще более высокой степенью либерализации; во-вторых, активное продвижение инвестиционной либерализации; в-третьих, уделение большего внимания либерализации торговли услугами; в-четвертых, придание большего значения справедливой конкуренции и защите законных прав и интересов.

 

    Китай прибег к созданию Шанхайской экспериментальной зоны свободной торговли, чтобы первым в мире предварительно провести смелые поиски и эксперименты в плане реализации новых международных торгово-экономических правил и стандартов и тем самым накопить опыт с перспективой участия в двустороннем, многостороннем и региональном сотрудничестве при новой ситуации, чтобы представить реальные доказательства и аргументы при развертывании соответствующих переговоров с США и другими развитыми странами и таким образом оказать Китаю мощную поддержку для участия в разработке новых международных торгово-экономических правил.

 

 

    Бум переговоров по международным торговым правилам

 

    Чжоу Ханьминь, член Постоянного комитета ВК НПКСК и заместитель председателя НПКС Шанхая, в интервью отметил, что Шанхайская зона свободной торговли, где проводятся «самостоятельные реформы», стала идеальной зоной по тестированию с возрастающей нагрузкой в ходе повторного формирования международных торговых правил. Прошло 13 лет после того как Китай вступил в ВТО, совокупный объем импортно-экспортной торговли Китая увеличился с 500 млрд долларов США до 4,16 трлн долларов США в прошлом году, по данному показателю Китай занимает первое место в мире. С какими жизненно важными задачами сегодня сталкивается Китай? На взгляд Чжоу Ханьминя, самая актуальная задача, которая встает перед сегодняшним Китаем, представляет собой так называемое повторное вступление в «ВТО» – под этим подразумевается присоединение к повторному формированию системы международных торгово-экономических и инвестиционных правил.

 

    «Сегодняшнее повторное вступление вовсе не имеет в виду буквальное вступление в ВТО, а подразумевает присоединение к переговорам “3+1” – три раунда многосторонних переговоров и одни двусторонние переговоры. Во-первых, переговоры TPP служат самой главной основой для формирования новых международных торговых правил, в основе которых лежат нулевые таможенные пошлины на торговлю товарами и услугами, дальнейшая либерализация мер нетарифного регулирования во внешней торговле. Многие участники переговоров TPP рассматривают проходящее в Пекине совещание АТЭС-2014 в качестве главного мероприятия, способного продвинуть последний этап данных переговоров, а основные переговоры намечено завершить к концу этого года».

 

    «Во-вторых, в 2013 г. стартовали переговоры TTIP (переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства). Два берега Атлантического океана готовы создать крупнейшую в мире зону свободной торговли, и данные переговоры, может быть, подойдут к концу в середине будущего года. В-третьих, переговоры TISA (переговоры по международной торговле услугами) также имеют важное значение».

 

    Чжоу Ханьминь характеризует вышеперечисленные три вида переговоров как основу повторного формирования новых международных торговых и инвестиционных правил. Их объединяют характерные черты, которые можно определить как три «самых»: во-первых, самый высокий уровень открытости, что воплощается в применении национального режима на доинвестиционной стадии и негативном списке; во-вторых, самый высокий критерий открытости, в качестве примеров можно перечислить политику справедливой конкуренции, стандарты использования рабочей силы и стандарты охраны окружающей среды. В-третьих, открытость с самой высокой степенью гарантии, сюда относятся дальнейшее совершенствование системы контроля национальной безопасности и достижение единодушного согласия на мировом уровне.

 

    Что касается переговоров BIT (переговоры по китайско-американским двусторонним инвестициям), Чжоу Ханьминь отметил, что в период с 2009 по 2013 гг. данные переговоры проходили девять раз, к сожалению, до сих пор не достигнут сколько-нибудь заметный прогресс, к тому же не были затронуты никакие существенные вопросы. Дело в том, что на взгляд американской стороны, основой для ведения переговоров служит совместное следование двум правилам: применение национального режима преференций на доинвестиционной стадии и управление негативным списком. Как отмечает американская сторона, пока в Китае не реализуются соответствующие правила, поэтому нет возможности вести с ним переговоры.

 

    «США неизменно подавляют другие страны, претендуя на мировое господство, а не исходя из так называемой идеологии. Поэтому Китаю необходимо играть должную роль в разработке правил», – отметил Чжоу Ханьминь.

 

 

    Наступательно-оборонительные эксперименты

 

    Шанхайская зона свободной торговли как раз имеет целью выполнение задачи «играть должную роль в разработке правил международной торговли».

 

    Шанхайская зона свободной торговли первой в стране реализует национальный режим на доинвестиционной стадии и управление негативным списком; в первом полугодии этого года она обнародовала второй негативный список, в будущем году выдвинет третий по счету, их содержание направлено на содержание переговоров TPP, TTIP и TISA с целью проведения необходимых тестов.

 

    В конце концов с какой зоной свободной торговли Китай в состоянии совладать? На каком уровне должны поддерживаться либерализация и открытость? На взгляд научного сотрудника Научно-исследовательской академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции Китая Мэй Синьюя, только поиски и эксперименты могут дать ответы на все эти вопросы. Шанхайская зона свободной торговли включает в себя вайгаоцяоскую бондовую зону, вайгаоцяоский бондовый логистический парк, яншаньскую бондовую портовую зону и комплексную бондовую зону на территории шанхайского аэропорта «Пудун», которые находятся под особым таможенным контролем и образуют комплексную торговую зону. Иными словами, хотя данная зона находится в пределах Китая, однако она функционирует по международным торговым правилам. Подобные поиски и эксперименты не только выделяются высоким уровнем стандартов, но и представляются весьма смелыми.

 

    Можно сказать, что создание Шанхайской зоны свободной торговли напоминает эксперименты, которые совмещают «наступление и оборону». С точки зрения «обороны», на фоне того, что США и Европа намерены лишить влияния Дохинский раунд с помощью TPP и других процессов интеграции региональной экономики, проходящих под их руководством, путем создания Шанхайской зоны свободной торговли, которая напоминает «опытное поле» открытой экономики на высоком уровне, мы будем проверять себя и доказывать, что Китай имеет способность выдержать конкуренцию открытой экономики по самым высоким стандартам и в ней отлично проявить себя; под давлением всестороннего роста себестоимости рабочей силы, земельных участков и других элементов мы должны доказать, что китайская экономика в силах сохранять продолжительное развитие и подняться на еще более высокую ступень путем реформирования и совершенствования социального обслуживания и стимулирования инновационных способностей; с точки зрения «наступления», используя Шанхайскую зону свободной торговли в качестве новейшего форпоста открытой экономики, мы должны бороться за господствующее положение в мировой экономической деятельности, осуществляя переход от одностороннего «сопряжения с мировыми общепринятыми правилами» к «продвижению разработки новых правил».

 

    В этом году в Пекине состоялся саммит АТЭС, на котором США попытались в полной мере продвигать переговоры TPP, на этом фоне Шанхайская зона свободной торговли, которой только что исполнился год, доказала, что она готова лицом к лицу противодействовать столь серьезным вызовам.

  1. Конкурс китайской каллиграфии твердой ручкой-2014 | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan